40% своих действий мы совершаем по привычке. Так утверждают научные мужи из исследовательского университета Дьюка. Привычка это повторяемое действие, в своей рабочей стадии она незаметна для исполнителя. И нам, как руководителям, очень выгодно создавать нашим сотрудникам нужные нам привычки.
Вопрос: какие привычки вы хотите сформировать?
Привычки могут быть связаны с управлением: утренний сбор или переписка в чате, планерка, где каждый рассказывает о своих планах, а вместо проверки руководителя – отчет от сотрудников. Вечером – подведение итогов и обратная связь в обе стороны. Привычка готовиться к совещаниям или делать письменное резюме после каждой договоренности. Привычка соблюдать сроки или правила.
А еще привычки могут быть связаны с культурой компании. Например, привычка выкладывать фото, лучшие цитаты клиентов или свои цитаты, пить чай, даже если мы можем сделать это онлайн.
Итак, если вы решили создать привычку, вам потребуется время, регулярность и дисциплина. А также знание психологии создания привычки.
Петля привычки
Любая наша привычка состоит из трех элементов, это называется «петля привычки». Данное явление описал Чарльзом Дахиггом:
· Сигнал
· Шаблон
· Награда.
Сигнал предшествует каждой привычке. Именно сигнал улавливает наше сознание перед тем, как мы совершим привычное действие. Напоминание, определенное время дня, — одним словом, спусковым механизмом может стать все, что угодно. Сигнал заставляет нас начать действие. Вот как раз здесь нам понадобится регулярность в повторении сигнала!
Шаблон
По сути, это и есть привычка. При создании привычки у сотрудника руководитель предлагает облегченный шаблон либо вместе с сотрудником совершает действие.
Например, вы хотите, чтобы сотрудник отчитывался вам по ключевым точкам. Обозначьте эти точки, и для начала пусть он просто в нужное время записывает отчет в бланк в виде обычной галочки (сделано). Потом доводите шаблон до нужной вам полноты. И чередуйте: сигнал – шаблон.
Награда
После выполнения рутинного действия должна следовать награда. Эта награда может быть любой: как материальной, так и не материальной. Причем после того, как привычка станет автоматической, основным мотиватором становится состояние удовлетворения и отсутствие тревоги. Поэтому ориентируйте сотрудника как можно быстрее на похвалу и хорошие эмоции. Он прислал отчет, вы ему – мотивируйющий смайлик.
И снова все повторяем, с каждым разом все меньше и меньше участвуя в этой петле. Ваша задача – довести до автоматизма!
Пример: с чего начинается освоение науки таймменеджмента? У всех проблема не в том, что они не успевают, а в том, что они не думают о времени. Начинаете с привычки каждые 15 минут смотреть на часы. И подводить итог: что я сделал, чем я занимался, на что я потратил время впустую. То есть час делится на три периода, по 20 минут каждый: 15 минут работа, 5 минут – осознание и запись. Называется этот инструмент хронометраж. И привычка осознавать время начинается с хронометража.
Принцип формирования привычки «21-40-90»
Именно такое количество дней нам нужно для полного формирования привычки
За 21 день заканчивается процесс формирования привычки. Ученые установили экспериментально, что требуется 21 день, чтобы сформировались нейронные связи в мозгу. Впервые об этом написал врач при исследовании реакции людей после ампутации конечностей. Новые связи сформировались, но и старые пока никуда не делись. В любой момент мы находимся на развилке: эта привычка новая или старое поведение?
На то, чтобы довести новую привычку «до автомата» и, соответственно, заместить ею старые привычки, требуется время. Практики выяснили: на эти усилия необходимо 40 дней, и это период закрепления привычки.
И, наконец, 90 дней — это срок, когда мы окончательно сживемся с новой привычкой. Нам уже не нужно напрягаться, старые связи забываются, а новые действия становится автоматическими.
По сути, эффективный сотрудник – это своеобразный маршрутный лист, в котором привычки – как на ладони. Утро – один набор привычек, день – другой набор привычек. Но важно помнить, что полностью автоматизировать сотрудника нельзя, сложные ситуации требуют думания, нестандартного мышления и поведения. Основное правило такое: стабильность, привычки дают нам возможность жить спокойно, когда все хорошо, и повышать тонус, когда все плохо.
Привычки для сотрудника это:
1. Уверенность в компании, в работе, в жизни. Любые кризисные времена связаны с тем, что старые привычки начинают рушиться.
2. Уверенность в положительном результате собственных действий. Привычка не дает нам сомнений при принятии решений: ты делаешь и все. А значит, результат всегда ожидаемый, правильный.
3. Возможность сосредоточиться на решении сложных, интересных задач, которых не должно быть много. Когда вся жизнь или вся работа состоит из сложных нетривиальных задач, интерес пропадает, а на смену ему приходят хаос и страх.