За три десятилетия интернет стал настолько привычной частью нашего повседневного быта, что невозможно представить насколько другим был мир, до его широкого распространения. И тем интереснее взглянуть на то, как он изменил наше восприятие реальности, и повлиял на интеллектуальные способности современных пользователей.
В этой статье рассмотрим влияние интернет-сёрфинга на нашу способность креативить и придумывать новое.
Креативность — это способность принимать неожиданные творческие решения, создавать что-то новое. Это важный процесс трансформации знаний, где есть пластичность восприятия, которая не ограничивается одной точкой зрения.
Креативность проявляется, когда позволяет окружающая среда, где есть неопределенность, которая стимулирует на поиск собственных ориентиров, и есть вариативность.
Интернет-сёрфинг влияет на креатив, как положительно, так и негативно.
Положительное влияние
- Возможность узнать что-то новое по уже знакомой уже вам теме, по принципу ассоциативности. Новая информация, которая не приходила к вам в голову самостоятельно: новый подход, точку зрения, способ использования и т.п. Это вдохновляет посмотреть на привычное под иным ракурсом, что уже является творческим процессом.
- Поступление объёма информации из разных источников и рассеянное внимание во время блуждания по сети создаёт среду для новых инсайтов.
Когда на бессознательном уровне идёт поиск решения задачи. Но! Только в том случае, если перед серфингом чётко сформулировали свой запрос. Если его нет, происходит обратная реакция. Это превращается в бесполезное листание интернет-страниц и информация в таком случае становится «избыточной». Что отвлекает и мешает думать глубоко и творчески.
- Быстрый доступ к информации даёт возможность легко зацепится за новую идею. Когда мы изучаем новое, часто, не знаем с чего начать, а “сёрфинг” является первым шагом на пути к этой цели.
Негативное влияние
- Быстрый доступ к информации сузил пространство для размышлений. Доступность материала стимулирует пассивность человека и соблазн не прилагать больших интеллектуальных усилий. Первая мысль, когда не знаем ответ на вопрос — «загуглю». Требуется сила воли, чтобы не начать искать сразу же. Так ослабевает потребность в исследовании и осмыслении и это негативно сказывается на креативности человека. Мы начинаем отдавать предпочтение зафиксированному знанию, чем размышлению.
- Мы перестали удивляться и задерживаться на обдумывании. Мгновенно получая ответ на вопрос человек переходит к следующему. Быстрые переходы от источника к источнику не дают ему возможности внимательно обдумать новую информацию. Нет послевкусия, которое приводит к новым открытиям. Например, в образовании, важно зачастую, не то, что читаете и изучаете, а какие вопросы и открытия приходят в процессе лично у вас. Также одна из особенностей творческого процесса, это то, что для хороших идей необходимо время чтобы «созреть» заполнение когнитивных процессов постоянным потоком входящей информации, серьёзно ограничивает запас сил на их понимание.
- Общение в социуме стало “Душным”, так проявляется влияние на «коллективную креативность». Вопрос, может стать началом мозгового штурма в компании, это источник для оживлённой беседы, возможность завязать разговор, научиться находить взаимопонимание в коллективе. Но вот кто-то достаёт телефон, и через секунду произносит готовый ответ и вся магия пропадает. Разговор превращается в энциклопедическую справку.
Каждодневное влияние такого взаимодействия с информацией, в перспективе может негативно сказаться на способностях человека, к решению творческих задач. Поэтому для поддержания себя в трудоспособном состоянии, рекомендуется использовать правило 15 минут. Подумайте над вопросом, вместо того, чтобы сразу искать на него ответ. Сначала попробуйте, а потом спросите. Сам процесс размышления может привести к новым творческим идеям. И после уже можно обратиться к поисковикам. Дайте себе время для чудес. Возможно вы только что нашли оригинальное решение, и сможете поделиться им с другими.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал Курс Маркет и читайте больше полезных статей еженедельно.
Развивайтесь вместе с Курс Маркет!
#обучение #эффективность личная #креативное мышление #креативность #интернет сёрфинг #гуглить