Найти в Дзене

Первые советские. История отечественных истребителей, часть 2

Представляю Вашему вниманию второй материал из цикла об истории отечественной истребительной авиации. Первую часть можно почитать здесь:

Отгремела Первая мировая. Политики закрылись в кабинетах, экономисты начали подсчитывать ущерб, а простые люди стали возвращаться к нормальной жизни, отстраивая разрушенные города. Не до сна было и военным – большая война стала дебютом множества новых технологий и теперь надо было понять, что с ними делать и куда развивать. Новые тактики ведения боя, новое оружие, аналогов которого до этого просто не существовало. Дебютантами были и герои нашего сегодняшнего рассказа – боевые аэропланы.

Здесь надо на всякий случай открыть учебник истории России и напомнить нашему читателю о том, что с окончанием Первой мировой военные действия у нас в стране не закончились. Только разгоралась гражданская война, которая будет бушевать ещё без малого четыре года. Но закончилась и она. Молодая Советская республика тоже стала подводить итоги и делать выводы.

Аэропланы показали себя в бою с очень хорошей стороны. Если до войны они воспринимались не более, чем забавными игрушками, то теперь все государства озадачились созданием собственных самолетов и формированием авиационных соединений. Перед молодой авиацией стояло огромное количество самых разнообразных задач, и довольно быстро стало ясно, что и машины для их выполнения нужны разные. Воздушная разведка, передача срочных депеш, заброска в тыл противника диверсантов и снабжения для них, штурмовка, бомбардировки. Но особенно остро стоял вопрос борьбы с себе подобными – нужны были самолёты, способные вести воздушный бой – быстрые, маневренные и хорошо вооруженные. Их назвали истребителями. Потом этот класс разделится ещё на несколько – перехватчики, фронтовые и многофункциональные, палубные. Но это потом, а сейчас необходимо было просто создать такие самолеты.

По результатам боевых действий сформировалось чёткое понимание, как должны выглядеть и что должны уметь истребители. Необходимо было мощное вооружение, несколько пулеметов (а чуть позже и скорострельные пушки небольшого калибра) с внушительным боезапасом устанавливались неподвижно. Наведение на цель производилось поворотом всей машины, у пилота перед глазами находился прицел. Для экономии веса от второго члена экипажа – бортстрелка обычно отказывались. Всё в конструкции самолета было направлено на достижение максимальной скорости и маневренности. Мощный двигатель, минимальные габариты и вес.

Старая военная мудрость гласит, что истребитель строится вокруг мотора. В молодой стране советов на начало 20-х годов подходящий для истребителя двигатель был всего один – двенадцатицилиндровый М-5 жидкостного охлаждения. Этот двигатель, мощностью около четырехсот сил был клоном двигателя Liberty L-12, созданным методом обратной разработки, то есть советские инженеры изучили имевшийся у них двигатель Либерти, находившийся, к слову, в очень плачевном техническом состоянии, создали собственные чертежи и уже по ним собрали свой мотор.

Разработкой первых отечественных истребителей занялись сразу два авиаконструктора - Николай Николаевич Поликарпов и Дмитрий Павлович Григорович. Самолет Поликарпова был довольно прогрессивной для своего времени машиной – он имел монопланную схему без стоек и подкосов, что сильно снижало вес и лобовое сопротивление машины. Первый прототип, получивший имя ИЛ-400 (Истребитель с мотором Либерти, 400 сил) разбился в первом же полете 15 августа 1923 года.

Поликарпов сделал выводы и меньше, чем через год, 18 июля 1924 года летчик-испытатель Константин Арцеулов поднял в воздух новую машину, получившую индекс ИЛ-4006. Самолёт получился ещё более новаторским, в конструкции широко использовался кольчугалюминий – советский вариант дюраля (дюралюминия) – сплава на основе алюминия – легкого, но при этом прочного металла, разработанного специально для авиационной промышленности. Из «крылатого металла» на самолёте Поликарпова были выполнены нервюры крыла, каркас оперения, некоторые узлы фюзеляжа, обшивка крыла и оперения. Это позволило сделать прототип ещё легче и быстрее.

На самолете выполнялись почти все фигуры высшего пилотажа, в том числе, глубокие виражи, спирали, петли Нестерова, штопор. Летчики отмечали, что самолет выполняет высший пилотаж чисто и весьма послушен в управлении. На государственных испытаниях ИЛ-4006 подтвердились его высокие характеристики, превосходившие требования ВВС. Военные заказали первую партию из тридцати трех самолётов, получивших индекс И-1. Но стать первым советским серийным истребителем детищу Поликарпова было не суждено. Из-за острой нехватки кольчугалюминия и не менее острой нехватки самолетов в войсках – ждать, когда металлурги наладят массовый выпуск довольно капризного в производстве металла просто не было времени, из конструкции самолета исключили практически все детали из нового материала, заменив их деревянными. Это значительно ухудшило характеристики серийных машин, особенно остро ощущалась «ушедшая» центровка – самолёт снова стал практически неуправляемым, как первый прототип. По результатам войсковых испытаний машина была признана опасной и производство свернули.

Лавры первого серийного истребителя страны Советов ушли ко второму участнику. Самолёт Григоровича имел более консервативную конструкцию – это был классический биплан, выполненный практически целиком из дерева и фанеры. В конструкции силовой части и моторамы применялась тяжелая, но не такая дефицитная сталь. Из кольчугалюминия выполнялись только межкрыльевые распорки и несколько мелких деталей. Двигатель был тот же. Машина поднялась в воздух 4 ноября 1924 года, управлял её летчик-испытатель Александр Жуков.

По результатам испытаний, в ходе которых была достигнута максимальная скорость 250 километров в час, самолёт был значительно доработан и пошёл в серию под обозначением И-2бис. Всего было произведено 211 машин. В качестве вооружения самолёт получил два 7.62-мм пулемета ПВ-1, являвшихся адаптированной для авиации версией легендарного Максима.

Задача была решена – у ВВС появился истребитель собственной разработки, сходный по характеристикам с зарубежными аналогами и способный выполнять возложенные на него задачи. Промышленность смогла быстро наладить выпуск нового самолёта, и машина стала поступать в войска. Но прогресс не стоял на месте и требования к самолетам вообще, а к истребителям особенно, быстро повышались, требуя постоянной разработки новых машин. И они не заставили себя ждать. Но об этом в следующем выпуске нашей рубрики.