Продолжаю отчитываться за прошедший год. Да-да. Я до сих не написал заметки обо всех прочитанных тогда книгах (списки по годам есть в разделе «Обсуждения»).
Книга написана в VIII веке! Отсюда вся ее сложность и простота. Современному человеку ее стиль покажется странным, слог тяжелым, а мысль сложной. Все так и есть. Однако, в этом заключается определенная красота текста. В этом сокрыт и некий побудительный импульс. Прочесть книгу с наскока от корки до корки можно, но будет ли толк? Сам текст призывает к медленному и вдумчивому чтению. Здесь нет изобилия деталей и дотошного объяснения философских конструкций. Мудрость подана тезисно. Отсюда и некая простота чтения для человека знакомого и разбирающегося в богословии и философии. Остальным стоит запастись терпением.
Однозначно, данную книгу необходимо прочесть каждому христианину. Более того, к ней стоит обращаться при решении сложных вопросов. Этот труд — неотъемлемая часть того корпуса книг, что называется Священным Преданием.
Несмотря на общий тезисный стиль изложения, ключевые темы снабжаются более обширным комментарием. В целом, все понятно. Однако, все равно есть необходимость в толковании. Это чтение требует наставника или помощника. Необходим определённый уровень духовной зрелости. Я поделюсь своим опытом — очень многое для меня осталось непонятым.
Я готов и принимаю нечто на уровне тезисов, конкретных идей. И начинаю теряться, когда мне их обьясняет книга. Философия мне пока совсем не даётся. Такие абстракции требуют особого внимания и ещё большего количества времени. Каждое слово взывает к мысленной работе. И ещё раз повторюсь — книга ложится только на подготовленную почву. Духовная жизнь разделена на уровни и этапы. Я нахожусь на том, где ещё не готов к точному изложению догматики. Принимая их, я не способен вникнуть в объяснение. Надеюсь, что это временно.
В любом случае, важная и даже обязательная книга. Все в одном месте и точно изложено — как не возвращаться к чтению?