Фильм "Невидимый мир", бельгийская драма 2021 года, номинированная на премию "Оскар", снятая режиссером Лаурой Вандель, рассказывает о травле на школьном дворе с точки зрения семилетней девочки. Тема достойна восхищения, а кинематограф, безусловно, уникален, но фильм похож на неудобно длинную социальную рекламу.
Нора, застенчивая, одинокая главная героиня фильма Playground, которую играет Майя Вандербек, наблюдает за тем, как ее брата Абеля (Гюнтер Дюре) без устали мучают другие мальчики в школе. Ее попытки спасти его пресекаются рассеянными учителями, а также Абелем, который отказывается постоять за себя. Посыл фильма ясен: обиженные становятся обидчиками, а взрослые, которые в основном находятся за кадром в стиле Чарли Брауна, часто неспособны или не хотят принимать превентивные меры.
Главный камень преткновения фильма - фундаментальный. Вандель, похоже, использует повествование исключительно как средство передачи идеи, вместо того чтобы плести пряжу ради нее самой. История настолько сведена к своим основным элементам, настолько выхолощена, что всё, что остается, — это предсказуемая медлительность школьной кампании по борьбе с издевательствами.
Установочные кадры, фоновая информация, контекст, развитие персонажей - основные элементы, которые могут вдохнуть жизнь в историю, - едва присутствуют или чаще всего отсутствуют. Даже диалоги довольно упрощенные, хотя есть несколько забавных дискуссий, в которых Нора и ее друзья пытаются разобраться в таких абстрактных темах, как классовость и расизм. Кроме того, аудио, которое часто переходит от тишины к какофонии, является довольно захватывающим.
О Норе и ее брате, не говоря уже о второстепенных персонажах, дается мало информации, а все остальные буквально размыты. Вселенная — это исключительно школа. И большую часть времени камера послушно направлена на Нору, которая читает вслух в классе, играет с другими девочками на перемене и бродит по зданию. Зрители снова погружаются в монотонность и беспорядок жизни начальной школы и проводят большую часть времени, интерпретируя мимику Норы, поскольку она часто пытается выразить свои эмоции.
Этот минималистский, изоляционистский стиль, который заслоняет все, что находится на периферии сюжета, и вместо этого выбирает десятки крупных планов, мог бы быть более эффективным при более убедительной истории. Но непрерывный поток ударов, перемежающийся изнурительными занятиями в классе, не настолько увлекателен, чтобы рассказывать о нем через такой узкий объектив. Как бы ни была развита семилетняя Вандербек, 72-минутная драма, показанная крупным планом в классе и на детской площадке, порой может быть скучной.
Талантливый режиссер ловко вплетает в сюжет темы и послания, не забывая о том, что его или ее главная цель - развлечь, удивить, увлечь и погрузить. Безусловно, можно затрагивать тему издевательств, не отказываясь от этих целей. При решении серьезных вопросов не обязательно жертвовать зрелищностью. На ум приходят два фильма: "Останься со мной" и "Повелитель мух". Оба фильма о том, как дети ориентируются в жестоком мире без присмотра взрослых. И оба затрагивают тему издевательств.
То, что делает эти фильмы более увлекательными, чем "Невидимый мир", не является ракетостроением. Они оба запускают зрителя в динамичные миры, где авиакатастрофа и пропавший мальчик сразу же приводят сюжеты в движение. Зрителей завлекают эти уловки, но сильное развитие характеров и интригующие, непредсказуемые сюжетные линии удерживают их. Все это время дети дразнят и нападают друг на друга, и в случае с "Повелителем мух" это оказывается смертельным. Чувство движения и продвижения к неизвестной кульминации пронизывает обе картины.
В противоположность этому, ощущение скуки пронизывает фильм "Невидимый мир", когда Нора переключается с наблюдения за издевательствами над братом на сидение в классе и размышления о том, чему она стала свидетелем. И Нора, и Абель в основном страдают молча, за исключением нескольких ярких вспышек, например, когда она говорит ему: "Я совсем одна из-за тебя. Я бы хотела, чтобы ты умер".
Подобные диалоги, а также неинтересный сюжет, поданный через узкий объектив, заставляют зрителей задуматься, смотрят ли они художественный фильм или призыв к действию.
#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #рецензия на фильм #драма #авторское кино #новинки кино #кино 2021