Найти в Дзене

31 января 1906 года – первое выступление Вацлава Нижинского со «звёздами» Мариинского театра

Вацлав Нижинский и Елизавета Гердт (1891-1975)  «Танец Роз и Бабочек» из оперы «Дон Жуан»
Вацлав Нижинский и Елизавета Гердт (1891-1975) «Танец Роз и Бабочек» из оперы «Дон Жуан»

По случаю 150-летия со дня рождения Моцарта, Мариинский театр поставил оперу «Дон Жуан». В балетной сцене этой оперы («танец Роз и Бабочек») были заняты четыре балерины – Трефилова, Преображенская, Ваганова и Егорова, три первых танцовщика – Обухов, Кякшт, Н. Легат и воспитанник Училища Нижинский в качестве партнёра Трефиловой. Намерение дирекции дать возможность 16-ти летнему ученику Нижинскому выступить с прославленными мастерами, произвело сенсацию. Вацлав сам был поражён оказанной ему честью. Возможно, таким образом, Дирекция могла оценить его танцевальные достижения наряду с великими артистами Императорских театров.

Анатолий Бурман очень интересно описывает, как проходила подготовка Вацлава к этому выступлению. Когда Обухов предложил ему выступить, Вацлав был ошеломлён: «Они великие артисты, а я всего лишь школьник. Ни один из них не захочет танцевать со мной!» Кроме того Вацлав не хотел соперничать и с самим Обуховым, чтобы не превзойти своего учителя. Но это была мечта Обухова – продемонстрировать талант своего гениального ученика. Ему удалось её осуществить, хотя «звёзды» считали, что выступление с учеником может быть угрозой их престижу, как учителей.

Обухов посвятил всё своё время и силы для тренировок Вацлава. Снова и снова они отрабатывали самые сложные движения, пока возможности тела мальчика не стали безграничными. Но Обухов сказал Вацлаву никому не рассказывать об этих занятиях. На совместных репетициях Обухов шептал: «Смотри Вацлав, как танцуют твои учителя, и когда придёт твоя очередь, не показывай большего мастерства, чем они». Но в день премьеры Обухов вдруг приказал Нижинскому выложится изо всех сил! Танец начался и все поняли, что перед ними Гений. Мастер среди мастеров. Его пируэты, безупречный ритм его тела, его прыжки были поэмой гармонии, смешанной со сверхчеловеческим совершенством. Театр гремел от восторга.

Трое мастеров кланялись взявшись за руки, а позади них стоял скромный Нижинский. Обухов взял его за руку и вывел вперёд. Вацлав кланялся как застенчивый школьник. Публика обезумела. Со всех сторон неслось: «Он Гений! Он величайший танцор!» Но Обухов был верен себе: «Довольно хорошо, но надо ещё много работать». Это был учитель, который пожертвовал своим превосходством ради своего ученика.

Балетный критик Валериан Светлов написал на следующий день: «Этот мальчик, Вацлав Нижинский, однажды затмит своим искусством любого другого танцора в мире!».

Успех не изменил Нижинского, он стал практиковаться ещё больше, каждую свободную минуту.

6 февраля 1906 года состоялось второе представление «Дон Жуана», на котором Трефилову заменила Анна Павлова. Это было первое выступление Нижинского с Павловой.

Вскоре Элеонору вызвали в контору Театрального училища и дирекция предложила ей выпустить Вацлава на год раньше положенного и определить в труппу с окладом 65 руб. в месяц (минимальный оклад был 55 руб.) Но с условием, что в конце следующего года, он сдаст все положенные экзамены по всем предметам. В истории школы такого ещё не было. Но мать отказалась, посчитав, что делить обязанности артиста Императорских театров со школьными занятиями – чрезмерная нагрузка для сына и что для самоуважения, Вацлав должен окончить Училище вместе со всеми. Со слов Брониславы, перспектива провести ещё один год за школьной партой очень рассердила Вацлава. Ромоле же через несколько лет он рассказал, что сам попросил разрешения закончить учёбу в положенное время. Тут мы видим, что несмотря на сложившуюся репутацию абсолютно честного человека (до наивности), которую подтверждали и сестра, и жена, он не был так уж прост. Вполне умел и приврать, и схитрить иногда где надо, но видимо сам же и поддерживал этот свой имидж в своих целях. Совсем не прост он был.