Японский меч, восхищающий своей художественной ценностью и практическими достоинствами, часто считается символом силы и мастерства самурая. Его почитали буси, класс воинов, он был знаком статуса самурая. Меч был «душой самурая», и ни один уважающий себя буси не выходил за пределы дома, не выставив напоказ свой дайсё.
В военное время владение мечом было необходимо для выживания на поле битвы. Но даже после того, как сёгунат Токугава (1603-1868) установил относительный мир, самурай обязан был владеть оружием. Несмотря на образы из популярной литературы и фильмов о самураях, Бусидо – кодекс этики и моральных принципов воина, не поощрял бездумное использование меча. В нем не только подчеркивались случаи правильного применения, но и порицались неправильные. Самурай, неоправданно обнаживший меч считался грубым и невоспитанным.
В 1701 году лорду Асано Нагамори, дерзкому юному даймё (вождю) из Ако, было приказано совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), а его клан был ликвидирован, что что привело к самой кровавой вендетте в истории Японии, известной как «инцидент сорока семи ронинов». Преступление Асано заключалось в том, что он выхватил свой короткий меч и напал на начальника протокола сёгуна Кира Ёсинаку во время подготовки к официальному приему имперского посланника из Киото.
В знак преданности своему хозяину, многие из его бывших слуг стремились отомстить и в итоге убили Ёсинаку. Хотя их преданность стала легендарной, факт остается фактом - семья Асано и их клан были уничтожены вспышкой ярости лорда Асано и его неуместным использованием меча.
Поскольку меч нередко нельзя было использовать, самураям для самозащиты приходилось полагаться на альтернативы. Зачастую творчески использовались находящиеся под рукой предметы быта. Но был и ряд видов особого оружия, применявшегося в тех случаях, когда предпочтительнее было не убивать или не наносить серьезного вреда противнику.
Для самообороны использовался широкий ассортимент компактного оружия (ми-дзикаимоно). Его можно было либо легко спрятать в повседневной одежде, либо носить с собой в дополнение к дайсё.
Тэссэн
Веер обычно носили в руках или заправленным за оби (пояс), особенно в парадных костюмах. Складной веер также играл важную роль в японском этикете, особенно в официальных случаях, и редко можно было увидеть самурая без веера. Тэссэн («железный веер») представлял собой либо складной веер с металлическими ребрами, либо литой прут в форме сложенного веера.
Предшественник тэссэна, гунбэй-утива, представлял собой цельный веер округлой формы, которым офицеры подавали сигналы своим войскам на поле боя. Позднее буси в доспехах часто носили с собой гунсэн, складной боевой веер, и применяли его как для защиты, так и для нападения. Следующие поколения буси использовали тэссэн, который, как и складной веер, обычно имел от восьми до десяти металлических ребер и мог носиться с повседневной одеждой. Цельный тэссэн, выкованный в виде закрытого веера, был прочнее и имел большую популярность среди самураев.
Самурай нередко оказывался без оружия – дома, на досуге, при встрече с сюзереном. Например, при посещении чужого дома воин обычно оставлял один или оба меча слуге. Тем не менее, имея тэссэн за оби, самурай никогда не был полностью безоружным. В экстренной ситуации он мог защитить себя обычным предметом быта.
Существует огромное количество легенд о схватках с использованием железного веера. Герой многих японских саг Минамото Ёсицунэ (1159 1189) якобы научился фехтованию и секретам тэссэн-дзюцу у тэнгу, мифических существ, которые, как считалось, были искусными мастерами боевых искусств. Инструкторы по кэндзюцу сёгунов из рода Токугава, семья Яги также славилась владением техниками обращения с железным веером. Есть много свидетельств о выигранных схватках с применением веера против меча и даже о смертях от удара тэссэном. Знаменитый фехтовальщик XVI века Сасаки Кодзиро (ум. 1612), используя только свой тэссэн, в одном бою победил сразу нескольких вооруженных противников.
Полагалось недостойным использовать меч против соперника более низкого ранга. С другой стороны, тэссэн-дзюцу считалось утонченным искусством, особенно среди самураев высокого ранга, и многие предпочитали защищаться тэссэном.
По японской традиции, при входе в дом или комнату, где находилось высокопоставленное лицо, садились на колени и клали сложенный веер на небольшом расстоянии перед собой параллельно коленям. Затем, положив обе руки на татами (напольное покрытие из матов с рисовой соломой), кончиками пальцев, чуть не доходя до веера, выполнялся поклон, глубина которого соответствовала рангу посетителя и хозяина. Эта общепринятая практика послужила причиной одному печально известному инциденту.
Чиновник, вызванный из-за какого-то проступка предстать перед своим лордом, знал, что на кону стоит его жизнь. На самом деле слуги лорда планировали сломать ему шею между тяжелыми деревянными раздвижными дверями, когда он будет выполнять ритуальный приветственный поклон. Случайно или по наитию, чиновник положил свой тэссэн в полозья раздвижной двери. Когда слуги захлопнули двери, они отскочили от металлических ребер, лежащих в полозьях, не причинив чиновнику вреда. Поскольку чиновник повел себя так, как будто ничего не произошло, лорд пришел в замешательство и избавил от дальнейшего наказания.
Дзюттэ
Дзюттэ (также дзиттэ) представлял собой железную дубинку, которую носили полицейские феодальной эпохи, называемые досин, а также их помощники, не являвшиеся самураями. Дзюттэ развился из довольно специфического боевого оружия, которое, как считается, было создано Масамунэ Горо Нюдо, известным кузнецом середины XIII века. Хативари («разделители шлемов») представляли собой изогнутые заостренные металлические стержни с крюком у основания рукояти. Будучи разновидностью кинжала в арсенале буси, хативари, вероятно, использовались в качестве оружия для парирования или прокалывания брони, держались в левой руке при мече в правой.
Как и у хативари, боковой крюк позволял использовать дзюттэ для захвата или даже слома лезвия холодного оружия, а также для нанесения ударов или тычков. Таким образом, дзюттэ применяли для разоружения и ареста подозреваемых без пролития крови. Со временем дзюттэ стал официальным символом досинов. Хирата Мунисаи, отец одного из самых известных японских фехтовальщиков, Миямото Мусаси (1584-1645), считался мастером дзюттэ-дзюцу.
Полицейские периода Эдо (1603-1868) и их помощники разработали множество видов оружия и техник противодействия преступникам и нарушителям порядка, которые обычно имели оружие и были готовы его применить. Дзюттэ был популярен в феодальной Японии, поскольку им можно было парировать удары острого как бритва меча и обездвижить нападавшего без причинения ему вреда. Возможно, дзюттэ был прообразом саев – металлических трезубцев, используемых в окинавском кобудо.
По сути, дзюттэ — это оружие самозащиты и сдерживания, а его длина диктовала работу на очень короткой дистанции. Как и тэссэн, дзюттэ можно использовать в технике блокирования (укэ) и парирования (нагаси), а также наносить им удары (ути), уколы (цки) и проводить удержания (осаэ).
Манрики-гусари
Манрики-гусари («цепь силой 10 000») — это металлическая цепь длиной около двух-трех футов с грузиками на каждом конце. Цепь можно было использовать для парирования ударов палками, мечами или другим оружием. Раскручивая грузики, можно было нанести удар противнику или оплести его оружие. Как только цепь оплетала оружие, самурай мог легко обезоружить своего противника. Наконец, самой цепью можно было обездвижить противника после его захвата.
Предположительно, манрики-гусари создал Масаки Данносин Тосимицу (1688-1776), в то время, в начале 1700-х годов, главный стражник в замке Эдо. По легенде, Масаки вдохновился на создание этого уникального оружия, чтобы предотвратить ненужное кровопролитие при задержании его подчиненными нарушителей. Позже другие стражники и их помощники использовали манрики-гусари для захвата и разоружения преступников. Манрики-гусари также называли просто кусари («цепь»), содэ-кусари («рукавная цепь») и кусари-дзюттэ («цепь десяти рук» или «цепь-дубинка»).
Сякухати
Самым странным и необычным оружием самозащиты можно считать бамбуковую флейту (сякухати). Сякухати — выдувная флейта, сделанная из корня бамбука. Традиционная для Японии - одухотворенная и глубоко трогательная музыка, исполняемая на сякухати, часто ассоциируется с практикой дзэн-буддизма и медитацией.
Школа буддизма Фукэ (Сю) популяризировала сякухати примерно в XIII веке. В своем учении она призывала заменить пение сутр на суй-дзэн («выдувание дзэн») с помощью сякухати.
В период Эдо, во время упадка феодальной Японии, сякухати часто носили с собой потерявшие своего хозяина самураи – ронины. Большое их количество пополнило ряды странствующих проповедников, известных как комусо («монахи пустоты и небытия»). Комусо можно было узнать по большим корзинам (тэнгай), которые они носили на голове, что символизировало их отрешенность от мира. В таком облачении они бродили из деревни в деревню, играя на сякухати и принимая милостыню.
Жестокая клановая борьба конца XVI века вынудила многих комусо организоваться в общество для самозащиты. Члены Фукэ-сю пытались ввести в заблуждение военного правителя Японии, сёгуна, поддельными документами, дающими им исключительные права играть на сякухати и просить милостыню. В обмен на эту привилегию комусо согласились шпионить за другими ронинами, выискивая признаки возможного бунта. В любом случае, комусо больше не принадлежали к сословию самураев, им было запрещено носить мечи. По легенде, комусо переработали сякухати, сделав их длиннее и толще, чтобы использовать в качестве дубинки.
Кандзаси
Женщин из самурайских семей часто учили защищаться скрытым оружием, подходящим для их пола. По этикету японские женщины обычно носили в волосах одну или несколько длинных шпилек, называемых кандзаси. Кандзаси имели длину примерно шесть дюймов и служили в первую очередь для того, чтобы удерживать длинные женские волосы в прическе. В экстренной ситуации шпилькой вполне можно было проткнуть грудь или горло нападающего.
Закон о запрете мечей
В 1876 году правительство Мэйдзи приняло Хайторэй («Закон об запрете мечей»). Согласно нему, японцам, в том числе членам бывшего сословия самураев, запрещалось публично носить оружие. Исключение делалось только для отдельных сотрудников вооруженных сил или полиции при исполнении служебных обязанностей.
Не имея возможности носить дайсё открыто, самураи иногда маскировали свои клинки под безобидные предметы, такие как искусно сделанные трости или что-то похожее. Их предки, настоящие воины, не пренебрегали ничем, что можно было бы использовать в качестве оружия. Лишенные мечей, современные самураи должны были еще больше полагаться на собственную изобретательность и находчивость для защиты от воров, хулиганов и бандитов.
Дон Каннингем