Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Пресловутые польские МиГ-29. В каком состоянии они находятся и могут ли что-нибудь изменить в текущей обстановке.

Ещё несколько лет назад МиГ-29 были настолько популярны в польских ВВС, что отдельные машины получали имена в честь польских асов, а в честь юбилейных дат МиГа устраивались лётные праздники. Фото твиттер ВВС Польши
Ещё несколько лет назад МиГ-29 были настолько популярны в польских ВВС, что отдельные машины получали имена в честь польских асов, а в честь юбилейных дат МиГа устраивались лётные праздники. Фото твиттер ВВС Польши

Уже вторую неделю польские истребители МиГ-29 служат предметом громких спекуляций и политического пинг-понга. Поляки, несмотря на жаркую антироссийскую риторику, опасаются напрямую передавать их на воюющее пост-советское пространство, справедливо опасаясь чрезвычайно резкой реакции России. Формально, они предлагают перегнать их на базу Рамштайн, в полное и безвозмездное владение США. Но при этом боятся как последствий такого шага, так и серьёзного урона собственной обороноспособности. Кроме того, предприимчивые польские деятели решили и тут поиметь скромный гешефт. Взамен МиГов они хотели бы получить Ф-16, из тех, что выводятся из состава воздушных сил НАТО.

Старые советские МиГи, производства 1987-89г. г., до недавних пор составляли одну из самых подготовленных ветвей польских ВВС, и несмотря на отвратительные польско-российские отношения, тамошние лётчики относятся к ним с огромным уважением. Американцы тоже очень не очень хотят связываться с этой историей, так как она грозит всё теми же непредсказуемыми последствиями. Проще провернуть её руками своих ближайших сателлитов, хотя те активно отбрыкиваются всеми возможными способами. С большой долей вероятности, самолёты так и останутся в составе польских ВВС, где благополучно завершат свою карьеру до начала 2030-х годов. На что способны польские "двадцать девятые" сегодня - никто не знает. Командование ВВС Польши не так давно сообщало, что в лётном состоянии их осталось всего шесть, а четвертый этап модернизации советских самолётов так и остался лишь на бумаге. Как оно есть на самом деле - покажут ближайшие недели.

Читайте ещё: "Квадрат" для "Скайхоука", "Шилка" для "Фантома". Как советские зенитные системы нанесли редкое поражение ВВС Израиля.

Благодаря уникальной маневренности машины, польские пилоты не только демонстрировали чудеса высшего пилотажа, но и регулярно выигрывали на нём учебные бои против польских же Ф-16 Блок 52+. Фото ВВС Польши
Благодаря уникальной маневренности машины, польские пилоты не только демонстрировали чудеса высшего пилотажа, но и регулярно выигрывали на нём учебные бои против польских же Ф-16 Блок 52+. Фото ВВС Польши

Любопытно, что Советский Союз не успел передать Польше всю запланированную партию МиГ-29 в рамках Варшавского договора, в силу того, что ОВД попросту развалилась. Всего полякам было продано 8 машин из 36 запланированных. Остальные МиГи оказались там уже в новом тысячелетии, когда Германия передала польским ВВС свои "двадцать девятые", приписанные к 73 тактическому крылу "Штайнхоф" Люфтваффе Бундесвера, за символическую сумму в 1 евро. Немецкие пилоты из первой экскадрильи "Штайнхофф" прощались с самолётом со слезами на глазах. В середине и конце девяностых они не знали равных в маневренных учебных боях и маневрах НАТО, одержав победы практически над всеми типами натовских истребителей того времени. Немцы гоняли свои МиГи, что называется "в хвост и в гриву" и выжали из них практически всё, что можно было выжать из самолёта, произведенного в конце 80-х.

Читайте ещё: Лётчики Народной Армии ГДР -"чужие среди своих". Почему в военных кругах НАТО возникла "мода" на немецких пилотов.

Дважды модернизированный МиГ Люфтваффе Бундесвера. Фото Бундесархив ФРГ
Дважды модернизированный МиГ Люфтваффе Бундесвера. Фото Бундесархив ФРГ

За время принадлежности к германским ВВС их дважды модернизировали под стандарты НАТО, но к полякам они пришли уже далеко не в блестящем состоянии. За без малого два десятилетия карьеры в польских ВВС они трижды дополнялись новыми радарами и прицельными комплексами, но всё больше отставали от своих натовских и российских "одноклассников". И всё равно оставались любимцами польских лётчиков. Один из лучших польских специалистов, полковник Мачей Трелка, долгое время летавший на МиГах, говорил в интервью польскому военному вестнику Defence24.pl,что:

"Заложенного в МиГ-29 ресурса достаточно для многих современных обновлений. Его изначальные качества, маневренность и вертикальная скорость и по сей день находятся на уровне любого истребителя поколения 4+. Но, как говорится, всему есть предел, хотя и эти "старики" до сих пор способны на многое".

Читайте ещё: Танковая битва за Хузестан, Т-72 против "Чифтена".Как война Ирака и Ирана сделала нашу машину самым продаваемым танком в мире.

Польские МиГ-29 над Восточной Польшей неподалёку от белорусской границы. Фото ВВС Польши
Польские МиГ-29 над Восточной Польшей неподалёку от белорусской границы. Фото ВВС Польши

Это интервью он давал более пяти лет назад, когда МиГи принимали активное участие в учебных боях и даже крутили воздушные кульбиты на лётных фестивалях, в составе польской пилотажной группы. Но потом отношения Польши с Россией окончательно расстроились, и о новых попытках модернизации "двадцать девятых" больше никто не заикался. Четвертый этап был официально отменен, а самолёты на базах в Миньске-Мазовецком и Мальборке по факту находятся на стадии консервации. Сегодня это до предела изношенные машины, участие которых в реальных боях несёт опасность скорее для собственных лётчиков, чем для авиации противника. Но даже таким воздушным антиквариатом никто не собирается разбрасываться, ибо это затратно и грозит большими последствиями.

Читайте ещё: Прощание с "Другом". Почему после авиаманевров НАТО в Сардинии, Германия списала МиГ-29, а лётчики были уволены из Бундесвера.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Пишите корректные комментарии и не нарушайте правила Дзена. Спасибо!