Найти тему

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МЕЧИ В ЯПОНСКОМ ФЕХТОВАНИИ

Для классического фехтовальщика было важно, чтобы он постоянно совершенствовал свои навыки владения мечом. Чтобы выяснить, работают ли техники или нет, взаимодействие с другими фехтовальщиками имело первостепенное значение. Благодаря урокам, полученным в реальном бою, с одной стороны, и дружеским поединкам, с другой стороны, фехтовальщик выяснял свои сильные и слабые стороны и мог отличить те приемы, которые работали, от тех, которые не работали. При использовании синкэн («живой клинок», настоящий меч), будь то в дружеской дуэли или в реальном бою, естественно, одна или обе стороны могли получить серьезные травмы и, возможно, погибнуть. Использование хабики (刃挽, 刃弓или 羽弓, иногда также произносится как хахики), то есть стальных мечей с не заточенными лезвиями (1) также не делали состязания или тренировки более безопасными. Некоторые фехтовальщики даже использовали хабики в реальных поединках, и с большим успехом. Рассказывают, что основатель Мудзюсинкэн-рю Харигая Сэкиун предпочитал хабики настоящим мечам и выиграл не менее пятидесяти двух синкэн сёбу (смертельных схваток). Пример Харигая Сэкиун, который использовал хабики, чтобы добить до смерти своих противников, прекрасно иллюстрирует разрушительный потенциал хабики.

Чтобы ограничить количество травм во время тренировок и в то же время обеспечить более интенсивную форму тренировки, защитное снаряжение было и остается практически незаменимым. Поэтому встал вопрос о том, как сделать тренировку максимально реалистичной и интенсивной, в то же время ограничивая риск получения травм, мастера ряда классических школ фехтования предложили свои собственные решения. Некоторые из них подошли к проблеме, ища способы сделать оружие более безопасным для тренировочных поединков. Хабики (хахики), возможно, был полезным инструментом для практики ката, но не для более энергичных тренировочных боев. Другой вариант заключался в использовании деревянных мечей, известных как боккэн (木剣) или бокуто (木刀), использование которых, вероятно, так же старо, как само кэндзюцу. Однако бокуто по-прежнему было не безопасным оружием, поскольку мощный и хорошо направленный удар по определенным частям тела был потенциально смертельно опасным. Деревянный меч, возможно, больше использовался по экономическим причинам, так как его было дешевле заменить. Со временем бамбуковый меч или синай (竹刀) был разработан как более безопасная альтернатива. Другие мастера пришли к идее снизить риск травм за счет лучшей защиты тела от ударов бокуто. Это привело к разработке защитного снаряжения, известного как богу (防具). В зависимости от стиля боя, которому отдавала предпочтение та или иная школа фехтования, некоторые части тела нуждались в большей защите, чем другие. Таким образом, компоненты, используемые в защитном снаряжении разных школ, также различались. Естественно, что представители тех школ, которые предпочитали выводить противника из строя, перерезая ему запястья, нуждались в защите запястья и предплечья. В школах, где основное внимание уделялось рубящим ударам в корпус, именно эта область нуждалась в большей защите, а те, кто предпочитали удары в голову, использовали защитные головные уборы. На протяжении многих веков развития, основываясь на опыте, полученном методом проб и ошибок, а также на обмене и взаимном применении идей и техник между представителями разных школ, наконец, было разработано защитное снаряжение, которое до сих пор используется в современном кэндо. Хотя в настоящее время его компоненты изготавливаются из современных композитных материалов, базовая конструкция не сильно изменилась с конца периода Эдо (1603-1867 гг.). Большинству энтузиастов японских боевых искусств будет нетрудно вспомнить доспехи и бамбуковый меч, которые используются в современном кендо, но немногие из них, даже из числа тех, кто действительно практикует кэндо, знают исторические особенности, которые способствовали концепции их снаряжения. В следующих разделах я представлю некоторых отдельных фехтовальщиков, школы владения мечом и факторы, которые сыграли активную роль в разработке защитного снаряжения кэндо. Для простоты понимания я продолжу обсуждение истории о разработке бамбукового меча отдельно от защитных доспехов и их различных основных компонентов. Однако, поскольку использование деревянных мечей в обучении фехтованию предшествовало использованию как бамбуковых мечей, так и защитных доспехов, я сначала сосредоточусь на бокуто.

Фото 1. Изображение хабики из наставления Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу гокуи кёдзю дзукай
Фото 1. Изображение хабики из наставления Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу гокуи кёдзю дзукай

БОКУТО

Бокуто, также называемый боккэн, является важным инструментом тренировки в кэндзюцу. Неудивительно, что для многих современных практиков тренировка с бокуто почти тождественна тренировке кэндзюцу. Однако бокуто использовалось не только в качестве безопасной альтернативы настоящему мечу или синкэну, но и по экономическим причинам. Японский меч предназначен для рубящих ударов, но если лезвия двух мечей контактировали друг с другом, одно или оба лезвия почти наверняка повреждались. В зависимости от угла, силы удара, наличия дефектов на лезвии меча и точки удара, урон будет разным. В то время как небольшую трещину на режущей кромке иногда всё же можно отполировать, а искривленный меч можно легко снова выпрямить, некоторые виды повреждений могут полностью испортить лезвие. Хагирэ, например, представляет собой трещину, которая идет вдоль режущей кромки и может отколоть целый кусок режущей кромки меча. Хагирэ может быть результатом несовершенства процесса ковки, которое становится видимым только после нескольких разрубаний. Он также может появиться после контакта с твердым предметом или после изменения структурного натяжения лезвия, например, путем повторной полировки. Кроме того, прямой удар твердым предметом по определенной точке мунэ (обух меча) может сломать самое тонкое лезвие. Когда я посетил мастера Отакэ Рисукэ из Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, мы поговорили о слабых местах японского меча. Он сказал мне, что удар твердым предметом по тыльной стороной меча или «мунэ» - одно из наихудших действий, которое можно с ним сделать, так как там меч наиболее хрупок. Во время этого разговора он также рассказал мне, что однажды он сказал кузнецу мечей, которого он знает, что мунэ является слабым местом японского меча и что меч легко сломать ударом, направленным в определенную точку. Кузнец был этому очень удивлен. Кузнец появился в доме Отакэ с мечом, который он сделал, и попросил мастера Отакэ показать ему, как можно легко сломать меч, как он ранее рассказал. Мастер Отакэ взял меч у кузнеца, повернул его лезвием вверх, а затем ударил тыльной стороной клинка (мунэ) о твердый предмет, быстро сломав меч. Кузнец, который всегда очень гордился своей работой, поблагодарил мастера Отакэ за то, что он указал ему на слабое место в дизайне японского меча, сказав, что он приложит еще больше усилий, чтобы сделать клинок ещё лучше.

Вышеупомянутый пример также показывает, почему никогда не стоит блокировать меч противника тыльной стороной клинка. На самом деле, блокирование другого меча - не лучшее, что можно сделать своим мечом. В реальном бою, конечно, было лучше рискнуть повредить меч, чем потерять жизнь, и некоторые действия, выполняемые в кэндзюцу, могут эффективно жертвовать меч. Поскольку покупка меча была дорогостоящим делом, а природа обучения кэндзюцу такова, что контакт с мечом неизбежен, было вполне естественно, что для тренировок приходилось придумывать более дешевые альтернативы. Лишь методом проб и ошибок можно развить свои навыки, но, тренируясь с деревянными мечами, практикующий кэндзюцу должен помнить, что некоторые действия, которые он выполняет, могут быть выполнены деревянным мечом, но могут повредить настоящий клинок. Если, например, кто-то пытается блокировать сёмэн ути (вертикальный удар сверху вниз) в лоб, без каких-либо действий, рассеивающих силу удара, хороший деревянный меч останется нетронутым, но настоящий меч, скорее всего, будет поврежден. Поэтому, наблюдая за тренировкой в кэндзюцу с бокуто, то, что неподготовленному глазу может показаться блокирующим действием, на самом деле может быть гениальным способом защитить себя, фактически не блокируя. В тот момент, когда мечи соприкасаются, тот, кто, кажется, блокирует, вместо того, чтобы принимать и останавливать удар противника в лоб, может повернуть свой клинок таким образом, чтобы сила удара была рассеяна, или может быть использована против того, кто рубит, с минимальным или без ущерба для его собственного клинка. Это один из принципов, используемых в Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако в этой школе также говорят, что если у кого-то достаточно времени, чтобы блокировать, он должен атаковать.

Фото 2. Бокуто из Манива Нэн-рю. Обратите внимание на очень толстую деревянную цубу и отсутствие кривизны
Фото 2. Бокуто из Манива Нэн-рю. Обратите внимание на очень толстую деревянную цубу и отсутствие кривизны

ДИЗАЙН БОКУТО

В старые времена фехтовальщик сам вырезал свой деревянный меч. Форма, вес, длина и баланс оружия, вероятно, зависели от того, что он считал удобным в использовании, и от его личного стиля владения мечом. Это одно из возможных объяснений огромного разнообразия форм бокуто, которые можно найти. Ученики мастера, вероятно, просто копировали форму бокуто, которую тот использовал. Если позже этот мастер создавал какую-то кэндзюцу рюха, то его бокуто, скорее всего, станавился стандартной моделью, которую должны были использовать представители его школы. Однако также нет ничего необычного в том, что мастера более позднего поколения дополнительно адаптировали и развили оригинальный стандарт бокуто или создали собственные модели. Таким образом, также возможно, что, например, две школы, созданные из одной и той же материнской школы, используют разные типы бокуто. Во всяком случае, если посмотреть на бокуто, которые используются в различных рюха, то можно провести следующие различия: бокуто может быть прямым или иметь изгиб, он может быть снабжены какой-либо защитой для рук или без неё, а в некоторых школах даже используются бокуто с ножнами. Что касается материалов, то древесина, которая предпочтительнее для бокуто, также отличается от школы к школе, но, очевидно, что в большинстве школ используется один из сортов твердой древесины, которые являются коренными для Японии. К ним относятся белый дуб (сирагаси), красный дуб (акагаси), дзельква и мушмула (бива). Также можно найти более декоративные и в настоящее время очень дорогие бокуто из черного дерева (кокутан). Хотя некоторые школы на самом деле используют бокуто из мушмулы (бива) с давних времен, некоторые мастера меча предупреждали своих учеников не использовать это дерево. Когда я спросил одного учителя о причине этого, он ответил «хонэ га кусару», что означает ни много не мало «кости испортятся» или «кости сгниют». Естественно, деревянный меч должен быть достаточно твердым, чтобы выдерживать контактные тренировки, но в идеале он также должен поглощать энергию удара и рассеивать ее по дереву. Говорят, что мушмула плохо поглощает силу удара и направляет энергию удара в руки фехтовальщика, который его использует. В контактных тренировках, таких как кумитати или сиай, когда такие мечи часто используются обоими партнерами, руки в конечном итоге испортятся, так как незаметно будут накапливаться внутренние повреждения, вызванные получением энергии от ударов. Хотя снаружи видно, что никаких повреждений не видно, руки повреждаются изнутри. Во всяком случае, в Японии наиболее широко используемые бокуто изготавливаются из белого и красного дуба.

Фото 3. Рисунок из наставления «Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу гокуи кёдзю дзукай», показывающий детали бокуто, используемого представителями Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу.
Фото 3. Рисунок из наставления «Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу гокуи кёдзю дзукай», показывающий детали бокуто, используемого представителями Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу.

ПРЯМОЙ, ИЗОГНУТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ И ЛЕГКИЙ БОКУТО

Прежде всего, бокуто должен был быть функциональным и соответствовать тому типу тренировок, которые планируются. В определенной степени можно сказать, что тип бокуто, который используется в определенной школе, многое говорит о ее стиле владения мечом. В тех рюха, которые предпочитали очень жесткие контактные тренировки, необходимо было использовать мощный бокуто, достаточно прочный для такого рода тренировок. В других школах, которые сосредоточились на контролируемом обучении ката, подходил более легкий бокуто. Поэтому представления об идеальной форме бокуто также различаются от школы к школе. Есть те, кто считает, что форма и длина бокуто, который вы используете, должны соответствовать мечу, который вы обычно используете, и поэтому он также должен иметь кривизну. Другие считают, что кривизна на самом деле не является необходимой. Среди тех школ, которые используют бокуто без кривизны, можно отметить Манива Нэн-рю, бокуто которой показано на фото 2, Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (фото 3) и Касима Син-рю. Представители Дзигэн-рю (示現流)и Якумару Дзигэн-рю (薬丸自)иногда просто используют прямые палки для тренировок. Однако в большинстве школ есть бокуто, кривизна которых колеблется от очень мелкой до пологой. Количество школ, которые используют бокуто с более глубоким и элегантным изгибом, напоминающим стиль тати, очень ограничено. На фото 4 показан бокуто с глубокой кривизной, используемый представителями Такэноути-рю. На фото 5 показан другой бокуто в стиле тати, используемый представителями некоторых направлений Кукамисин-рю. Если сравнить эти два бокуто, то Такэноти-рю явно производит более солидное впечатление, в то время как Кукамисин-рю более изящный. В целом, изящные типы бокуто предназначены больше для практики ката, чем для тренировок с жестким контактом. Представители некоторых направлений Нитэн Ити-рю также используют очень тонкий и легкий набор бокуто версии дайсё, включающий один длинный и один короткий мечи. Еще один очень легкий и тонкий тип бокуто используют представители Дзикисинкагэ-рю нагинатадзюцу, он также имеет очень небольшую кривизну (фото 6). Говоря о Дзикисинкагэ-рю, представители кэндзюцу Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю используют более толстый прямой бокуто без цубы (фото 3). Причина этого, как рассказывают, в том, что, когда в Святилище Касима появилось божество и передавало основателю «ходзё сихон-но ката», он сломал ветку вишневого дерева, которое стояло перед святилищем. В настоящее время бокуто этой школы изготавливается из бивы (мушмулы). Представители Касима Син-рю, берущие начало от того же основателя, как я упоминал ранее, также используют прямое бокуто, но снабженное цуба. Практикующие Тэннэн Рисин-рю используют очень толстое бокуто, которое также почти не имеет изгиба, в своих омотэ бокуто-но ката. Он весит около двух килограммов и относительно тяжел по сравнению с бокуто, используемые в большинстве других школ. Рассказывают, что основатель Тэннэн Рисин-рю Кондо Кураносукэ Нагамичи, когда он занимался суровой практикой в святилище Касима, использовал ветку дерева такого размера вместо бокуто, чтобы развить свои навыки владения мечом. Рукоять бокуто Тэннэн Рисин-рю настолько толстая и широкая (вдвое шире и толще обычного бокуто), что её трудно даже просто держать. Хотя это может показаться непрактичным, особенно если учесть, что с ним нужно сражаться, он используется по совершенно определенной причине. Предполагается, что именно потому что удерживать этот бокуто трудно, тренируясь с ним, особенно в контактных тренировках, можно развить гораздо более сильный захват, чем при использовании обычного бокуто. Если после привыкания к более толстому хвату бокуто человек переключится обратно на обычный меч, то он сможет генерировать более сильный хват. Это, по мнению представителей школы, особенно необходимо в движении укэ-нагаси, которое считаются очень важными в этом стиле фехтования. Представители некоторых школ просто используют ветки в контактном обучении, а не в бокуто. Одним из примеров является ранее упомянутая Дзигэн-рю. В этой школе также есть свой собственный дизайн бокуто, но обычно он используется только для практики ката. Этот обычай использования ветви также можно найти в ответвления школы Дзигэн-рю. Представители Дзигэн-рю также используют ряд специальных тренировочных приспособлений, но о них я расскажу позже в этой главе.

Фото 4. Бокуто с глубокой кривизной, напоминающей тати, используемый представителями Такэноути-рю .
Фото 4. Бокуто с глубокой кривизной, напоминающей тати, используемый представителями Такэноути-рю .
Фото 5. Бокуто в стиле тати, используемый представителями некоторых направлений Кукамисин-рю, показан вместе с версией деревянного короткого меча.
Фото 5. Бокуто в стиле тати, используемый представителями некоторых направлений Кукамисин-рю, показан вместе с версией деревянного короткого меча.
Фото 6. Легкий и тонкий бокуто с неглубокой кривизной, используемый представителями Дзикисинкагэ-рю нагинатадзюцу.
Фото 6. Легкий и тонкий бокуто с неглубокой кривизной, используемый представителями Дзикисинкагэ-рю нагинатадзюцу.

Субурито, то есть бокуто, который используется для субуригэйко, или тренировочные махи, часто намного больше и тяжелее, чем те, которые используются для катагэйко (тренировка ката). Это делается для того, чтобы представитель школы мог развить силу и выносливость. Одной из школ, которая сразу приходит на ум в этом контексте, является Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, представители которой также используют очень мощное субурито под названием фурибо (показано на фото 7). Не все школы фехтования используют субурито, и есть учителя, которые даже не советуют его использовать, потому что у кого-то может развиться неправильное чувство времени (тайминг).

Длина различных бокуто варьируется от школы к школе, но в среднем составляет от 98 до 105 см. Существуют также более длинные модели, представляющие о-дати, используемые, например, в Кагэ-рю (景流) и Энсин-рю, и более короткие модели, представляющие вакидзаси (см. фото 5) и версии танто (фото 8).

Фото 7. Представитель Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю демонстрирует использование длинного субурито (фурибо) в святилище Симогамо (Киото)
Фото 7. Представитель Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю демонстрирует использование длинного субурито (фурибо) в святилище Симогамо (Киото)
Фото 8. Бокуто в виде танто используемы представителями Дзикисинкагэ-рю нагинатадзюцу
Фото 8. Бокуто в виде танто используемы представителями Дзикисинкагэ-рю нагинатадзюцу

Продолжение следует ...