Это были самые тяжелые и мощные танки своего времени. Одним выстрелом они могли разрушить любое укрепление и посеять страх в рядах врага.
В 1930-х годах Советский Союз создал серию самых тяжелых и мощных танков, когда-либо существовавших. Каждый нес пять крупнокалиберных орудий и мог весить до 100 тонн.
«Эти танки проектировались как своего рода сухопутные крейсера для прорыва обороны противника. Они были предназначены для разрушения укреплений противника и открытия пути средним и легким танкам с орудиями меньшего калибра», — говорит полковник запаса Сергей Суворов, кандидат военных наук, ветеран танковых войск.
Помимо веса, сверхтяжелые танки отличались толстой броней (до 170 мм) и мощными орудиями, способными одним выстрелом сокрушить любое укрепление дня.
К концу 1930-х годов в Советской Армии уже служили две модели сверхтяжелых танков — Т-28 и Т-35. Они выделялись среди других машин количеством башен и орудий. На корпусе Т-28 устанавливались две танковые башни, а на Т-35 одна, но с пятью орудиями.
КВ-5 со 107-мм пушкой и СМК с тремя орудиями тоже были на чертежной доске, но должны были там остаться: начавшаяся Великая Отечественная война затормозила дальнейшее развитие этих танков.
«Все эти машины были предназначены для того, чтобы переломить ход любой войны. Но в ходе боев 1941 года Т-28 и Т-35 оказались слишком тяжелыми и «пугливыми». Большинство из них были брошены там, на поле боя, застряли в болоте и грязи, не справившись с пересеченной местностью», — отмечает ветеран-танкист.
«Т-35 был слишком тяжелым и громоздким. Механики едва справлялись с этой 100-тонной махиной, и каждые несколько десятков километров танк приходилось осматривать на наличие неисправностей. Представьте, что вам нужно проверять машину через каждые 20 километров», — говорит Суворов.
По его словам, помимо механики, сама конструкция Т-35 была неустойчивой, а отдача от выстрела из его крупнокалиберных орудий запросто могла вывести из строя сам танк.
«И это было только в мирное время. Когда началась война и этим танкам пришлось выдерживать немецкие снаряды, преодолевать окопы и препятствия, они просто разваливались. Так поле боя было усеяно брошенными Т-35 в первые же дни войны. Потом танк сняли с производства, потому что он был нежизнеспособен», — добавил эксперт.
Советский Союз не был пионером в создании многопушечных сверхтяжелых танков. Первыми практикующими были французы и англичане. Советский Союз стремился приобрести это иностранное ноу-хау и даже отправлял инженеров в Англию, чтобы получить технические требования к проекту.
«В 1920-е годы мы закупили танкетки, легкие боевые машины, которые стали прообразом танка Т-27. Наши переговорщики так ухитрились, что по контракту англичане должны были передать технологию многобашенного танка Independent и других машин. Сами англичане не понимали, как их так перехитрили. Видимо просто не читали мелкий шрифт в договоре. В результате британский танк стал прототипом Т-35», — пояснил главный редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.
За первые 30 лет своего существования российский танковый корпус экспериментировал со всевозможными конструкциями машин и создал множество уникальных образцов.