«Мужчина спит ночью и видит – маленький скелетик летит в капюшоне с косой. Он его испуганно спрашивает: «Ты кто?». А тот отвечает: «Я смерть». «А ты чего такая маленькая?». «Да я не к тебе, я к канарейке»...
Это анекдот из юности человека сердечного, отзывчивого, готового отозваться в любой момент на чью-то беду. Он его редко рассказывает. В основном для тех, кому важен вопрос жизни и смерти...
Я узнала об этом человеке, которого многие называют святым Евгеничем, посмотрев в соцсетях небольшой отрывочек документального фильма.
Всего несколько минут. А я до сих пор под впечатлением.
В кадре – маленький, скромно обставленный кабинетик с иконами в углу, плохо освещенные, с ободранными стенами коридорчики с какими-то непонятными плакатиками. Курковский ведет прием.
А вот и крупным планом он сам со смущенной улыбкой. Напротив – пациенты. Всклокоченные, беззубые, улыбающиеся люди с солидным стажем уличной жизни.
Кто-то сидит на стульях. Кто-то стоит, опираясь о стену. Другие лежат на полу.
Закадровый текст читает автор. Голос проникновенный. Он в двух словах рассказывает о, без преувеличения, подвиге нашего современника.
Что за человек такой, которого уличный Петербург считает святым? Который оказывает не только медицинскую помощь людям, в сторону которых мы часто смотрим как минимум с брезгливостью, с кем никто не будет возиться?
Ответы на свои вопросы получила в инете.
Его отцу, военному, было 65, когда родился сын. В те времена не до религии было. Анатолий атеистом был до 25 лет. Родители мечтали стать врачами, но доктором стал сын, посвятивший себя служению людям.
Он живет один, т.к. жена не смогла разделить этот личный подвиг супруга.
Анатолий Евгеньевич сначала был обыкновенным врачом в Боткинской больнице. Сейчас он заведующий единственным в городе врачебным здравпунктом для бездомных, открытом при больнице.
Ему, по его словам, эту должность предложили, узнав, что он верующий. До этого тут была текучка. Никому не хотелось возиться с людьми с помойки.
И вот уже почти 24 года он принимает тех, кого нигде и никто не ждет, кто никому давно не нужен.
Это люди разного возраста, национальности. Грязные и убогие, нищие и потерянные, несчастные, со своими историями, болезнями и проблемами.
Занимается не только осмотром, перевязками, лечением бездомных людей. Ему доверяют свои истории. Его советы выслушивают с благодарностью, даже если поругает по-отечески.
Ему благодарны за одежду, обувь или угощения, купленные на его деньги или принесенные волонтерами, за помощь в поиске работы, ночлега, направления на разные процедуры и др.
У него в приспособленной кухоньке есть электрочайничек. Он и сам попьет чаю, и бездомных угостит (бутербродами и другой едой в том числе).
К нему приходят порой даже те, кому уже не помочь. Но никто не уходит без поддержки – моральной, духовной и врачебной. Ведь Анатолий Евгеньевич живет по принципу «голодного накорми, раздетого одень, холодного обогрей».
Так вот, Курковский не только терпеливо и профессионально подлечивает своих пациентов. Он хочет, чтобы люди стали добрее, отзывчивее, осознаннее.
Евгеньич, как называют Курковского пациенты, больше, чем доктор. Он, замечательный, отзывчивый человек, является священником. Посвятив всего себя этому служению, он лечит душу человека, окормляя, исповедуя и причащая уверовавшего.
Батюшка служит в храме, что в пригороде Санкт-Петербурга (он клирик храма Всех святых в Гатчине). Рукоположен был в 2015 году во диакона, а через три года – во священники.
При том, что он оказал реальную помощь сотням людей, которых не примет ни одна поликлиника, батюшка-врач очень скромен. У него нет своего автомобиля, зато есть небольшой велосипедик.
О нем отзываются тепло и в больнице, и в храме. Он не очерствел за эти годы. И не бросил своего непростого служения, потому что понял, что на своем месте.
В ответ на похвальные слова в его адрес, утверждает, что делает то, что может. И не считает, что совершает подвиг, потому что в пятимиллионном мегаполисе очень много людей отзывчивых.
А знаете, сейчас, когда медики больше ориентированы на заработки, такой подход, когда ставят сначала свой врачебный и милосердный долг, является настоящим подвигом, служением.
Этим наш чеховский батюшка в чем-то напомнил мне одного из моих любимых святых, Луку Крымского. Такими, на мой взгляд, и бывают герои. На таких наш мир и держится…
PS Мне понравилось одно из множества изречения отца Анатолий о вере: «Вера – это такое состояние, когда ты уверен в невидимом, как в видимом. Нельзя насильно заставить человека верить. Есть множество разных сект и обманов. Но человек не будет обманываться, если будет искать правду и истину…»