PR — штука важная и очень нужная. И никто не докажет мне обратного. Вот только иногда слишком абстрактная. Рассказываю свою историю работы с PR-агентством и оплаты «за воздух». Почитайте, чтобы не попасть в такую же ситуацию.
Меня зовут Максимова Александра. Много лет назад я работал в PR, тогда все было проще: можно было договориться со СМИ, выбить что-то по бартеру, люди чаще шли навстречу.
Сегодня же PR — это чистый заработок, как я поняла. Совесть и профессионализм ушли на второй план или вообще отсутствуют. Именно такое мнение у меня сложилось после работы с одним агентством, не самым лучшим, как выяснилось.
Выбор «по обложке»
Сейчас я работаю в фармацевтической компании. Много направлений, большая и разная аудитория. Есть, где разгуляться. И вот задача: провести небольшой форум, посвященный здоровью, соответственно, нужны публикации в СМИ и еще куча всего.
Чтобы не терять время, я сделала наброски, составила свое видение, список изданий и порталов, где нужно было бы разместить релизы. Но за сама заняться не рискнула, решила найти профессионалов.
Из множества компаний понравилась одна: классный сайт, лаконичный, много положительных отзывов. (жаль, что тогда я еще не знала о «Рейтинге Рунета»). Связалась с ними, встретились, обсудили, приступили к работе. Казалось, все идет своим чередом.
Дешево и сердито
Менеджер «забраковала» все мое видение и сказала, что это было актуально 10 лет назад. Я подумала: «Класс, видимо, реально разбираются в свое деле». Ведь я действительно работала в PR примерно столько в то время.
Разработали новый план, составили список СМИ и приглашенных корреспондентов, согласовали баннеры и полиграфию. Правда, меня слегка удивил итоговый ценник — он был сильно ниже ожидаемого. Но кто ж не порадуется экономии?
Времени до мероприятия было достаточно, поэтому я не беспокоилась и спокойно ждала ЦУ и тайминг от агентства. Но время шло, а действий особых я не видела.
Тянем-потянем время
«Шевеления» начались за 2 недели до начала. Причем, не очень активные. Я начала слегка паниковать. Может, хотя бы пресс-релиз разослать? Менеджер согласилась. Разослали. И снова наступила тишина.
После кучи потраченных нервов и переговоров на повышенных тонах ребята засуетились. Но из заявленных публикаций в итоге опубликована была только половина. И то, не на самых «нужных» порталах СМИ. Печать полиграфии запаздывала. В общем, подготовка как бы шла, а как бы и не шла.
PR-провал
Наступил день мероприятия. Кошмару не было конца: полиграфия не того качества и не тех размеров, журналистов меньше, чем приглашали, а часть — вообще непонятно из каких изданий.
Ну, об итогах, думаю, можно не говорить. Меньше половины заявленного было сделано. Начала разбираться с менеджером. Она сказала, что пока рано паниковать, часть журналистов не приехала, но обещали опубликовать материал. Пишите пост-релиз и присылайте.
Как можно догадаться, никто ничего не опубликовал. На что потрачены деньги? А главное, чем занималось агентство-то?
Как оказалось, агентство действительно работало, только не на нас, а на конкурентов — они параллельно проводили похожее мероприятие. И туда были брошены все силы, а нам достался остаточный принцип.
Бороться и искать
Когда я об этом узнала, был скандал. Менеджер сказала, что вернет часть денег. Но это не решало проблему PR-провала.
Пожаловалась коллеге из IT-отдела. Она-то и навела меня на истинный путь, рассказав про «Рейтинг Рунета» — независимый рейтинг разных digital-агентств. Вот, где нужно искать подрядчика, если не хочешь провалить мероприятие!
Во-первых, данные действительно беспристрастные — компания-владелец проекта не является участником рынка.
Во-вторых, все агентства уже проверены, у каждой есть карточка, где можно найти всю информацию (а не шариться по всему интернету), отзывы тоже есть.
В-третьих, удобный поиск: можно выбрать город, отрасль, стоимость. Это значительно ускоряет процесс выбора.
И самое интересное — видно, какие компании в рейтингах продвигаются, потому что они помечены как «реклама».
Нашла просто суперское PR-агентство и теперь работаю с ними, уже полгода. Да, есть небольшое косяки, но они скорее технические. По крайней мере, там никто не берет 2 конкурирующих мероприятия вести.
Поэтому, если вы, как и я, хотите работать с нормальными компаниями, ориентируйтесь на проверенные данные, а не на красивый сайт с отзывами.
Посмотрите «Рейтинг Рунета» за 2021 год и не рискуйте репутацией компании, в которой работаете. Можно выбрать лучшие агентства по 21 направлению.