Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Двойной капкан" (СССР, 1985) и "Девочка, хочешь сниматься в кино?" (СССР, 1977)

Двойной капкан. СССР, 1985/1986.Режиссер Алоиз Бренч. Сценарист Владимир Кузнецов. Актеры: Альгис Матулёнис, Лилита Озолиня, Юрис Леяскалнс и др. 42,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Алоиз Бренч считается признанным мастером детектива. Однако его «Двойной капкан», к сожалению, разочаровывает буквально с первых же кадров. Вместо былой точности фона, продуманности психологических мотивировок — приблизительность, стремление сыграть на броских визуальных эффектах, упрощенность характеров персонажей. Вместо компактного, напряженного, ритмически выверенного действия — затянутое повествование с рядом невыразительных эпизодов.

Значительную часть действия фильма занимает ночная жизнь кабаре. Не менее красиво оператор Гвидо Скултэ снимает роскошные интерьеры «малины», где развлекается «растленная» молодежь...

Здесь можно возразить: фильм-де разоблачает «черный бизнес» махинаторов. Но чем больше вдумываешься в сущность поступков главного положительного героя — милиционера, засланного в «тыл» преступников, тем меньше он вызывает симпатий.

Объясню почему. Дело в том, что это своего рода копия известного персонажа, во множестве детективов сыгранных Жаном-Полем Бельмондо («Кто есть кто», «Частный детектив», «Игра в четыре руки», «Профессионал» и др.).

Герой «Двойного капкана» в исполнении А. Матулениса даже внешне на него немного похож. Но дело, само собой, в сходстве нравственных принципов: во имя благородной цели годятся якобы любые, пусть даже низменные средства. Отсюда понятно, почему мужественный и смелый герой «Двойного капкана» может мимоходом сбить человека машиной, нанести противнику сокрушительный удар пониже живота («Не стой за спиной — не люблю!»).

Словом, в нем почти мифологическая неуязвимость и сила сочетается с беспощадной жестокостью.

«Двойной капкан», на мой взгляд, лишь использовал ходовые суперменские, клише, свел серьёзную тему к развлекательно-револьверному шоу.

В лучших детективах прежних лет (в том же «Мертвом сезоне») все было иначе. Вряд ли после их просмотра у кого-либо из подростков могла зародиться мысль о «прелестях» культа силы. А вот после сеанса «Двойного капкана» я не раз слышал, как какой-нибудь «фирменный» парнишка с завистью говорил: «Во дает! Эх, мне бы так!»...

Вторичность еще никогда не приносила успеха в искусстве. Здесь возможен только один успех — кассовый.

Александр Федоров

-2

Девочка, хочешь сниматься в кино? СССР, 1977. Режиссер Адольф Бергункер. Сценарист Юрий Яковлев. Актеры: Марина Бугакова, Николай Волков (мл.), Татьяна Шихова, Ада Роговцева, Валентин Гафт, Любовь Виролайнен, Любовь Соколова и др.

Судя по названию фильма, можно предположить , что речь пойдет о том, как одной девочке повезло: добрый дядя режиссер пригласил ее сниматься в кино, и это было интересно и здорово. Дядя — режиссер, умно и иронично сыгранный Валентином Гафтом, оказался действительно добрым и в самом деле пригласил маленькую героиню сниматься в кино. Но она сниматься не захотела. И за этим стояли не каприз, не боязнь незнакомой обстановки, а личная драма.

Во многих картинах дети играют самих себя, свой характер, свою жизнь. От юной актрисы Марины Бугаковой фильм потребовал настоящего актерского перевоплощения. С такими партнерами как Валентин Гафт, Ада Роговцева, Николай Волков она играет на равных, серьезно и вдумчиво.

Александр Федоров