Найти тему

Что такое TOV и почему он нужен всем

Оглавление

Меня зовут Таня, я SMM-специалистка, работаю в женском медиа «Горящая изба», курирую студентов на курсе по контент-маркетингу, провожу личные консультации. Я умею работать на разных площадках, а чего не умею, тому учусь.

Сегодня я расскажу вам, зачем брендам нужен TOV, как он помогает решать бизнес-задачи и почему нельзя отказываться от его проработки.

Что такое TOV?

Tone of Voice (от англ. тон голоса) — это тональность бренда.

Тональность бренда в больших компаниях определяется и составляется командой маркетологов и пиар-отдела, а в бизнесах поменьше — маркетологом или SMM-специалистом.

TOV регламентирует то, как бренд общается с клиентом, какие слова, интонации использует, как общается в службе поддержки, какие тезисы продвигает. TOV очень важен, если вы хотите звучать понятно и «стройно».

Примеры:

Есть две компании — Coca Cola и Pepsi. Глобально они производят плюс-минус похожий продукт, но имеют разное повествование в маркетинговых кампаниях, в социальных сетях, в рекламе.

Coca Cola — семейная, уютная, дарит праздник вместе с фургоном и мишками. Вся кола говорит о том, что она о благополучии, стабильности, семейном счастье, о праздниках, которые отмечают все вместе. Недаром Coca Cola делает такой акцент на праздновании Нового Года, ведь это семейный праздник.

Реклама Coca Cola. Бутылка со стаканом стоит на столе, за которым собралась большая компания (друзья или семья). Источник: Erbil Balta https://www.behance.net/gallery/80019011/COCA-COLA-RAMAZAN-2019/modules/464039851
Реклама Coca Cola. Бутылка со стаканом стоит на столе, за которым собралась большая компания (друзья или семья). Источник: Erbil Balta https://www.behance.net/gallery/80019011/COCA-COLA-RAMAZAN-2019/modules/464039851
Реклама Coca Cola, где грузовик с газировкой стоит на площади и окружён гуляющими семьями. Источник: https://somanyhorses.ru/istoriya-gruzovikov-iz-reklamy-coca-cola-s-chego-vse-nachinalos/?noredir=true
Реклама Coca Cola, где грузовик с газировкой стоит на площади и окружён гуляющими семьями. Источник: https://somanyhorses.ru/istoriya-gruzovikov-iz-reklamy-coca-cola-s-chego-vse-nachinalos/?noredir=true

Теперь давайте обратимся к главному конкуренту — Pepsi.

Реклама Pepsi, где позади баночки с напитком видна тусовка молодёжи. Источник: https://muizre.ru/dir/274-1-0-9094
Реклама Pepsi, где позади баночки с напитком видна тусовка молодёжи. Источник: https://muizre.ru/dir/274-1-0-9094

Даже один кадр говорит нам о многом, давайте его разберём. На фоне баночки с напитком мы видим молодёжную тусовку, вечеринку. Люди одеты современно, а судя по источнику, лицом этой рекламной кампании стала певица Zivert. Вы наверняка слышали её треки, она сейчас на пике популярности.

В целом, если обратиться к старым кампаниям Pepsi, Можно легко вспомнить, про что были эти ролики. Жаркое лето, тусовка, куча молодёжи, которая отдыхает и наслаждается жизнью под задорную музыку.

TOV Pepsi немного дерзкий, молодёжный. Их совершенно не интересуют дети, они адресуют свой продукт именно молодым и свободным людям.

Здесь всё кажется понятным, но давайте для наглядности посмотрим на ещё один бренд.

Ещё пример:

Разберём бренд Aviasales. Так бренд общается в email-рассылке: достаточно вежливо, но без канцелярита, на понятном языке для любой аудитории. Рассылка заставляет почувствовать, что вы с командой бренда близки, что они заботятся о вас.

Скрин из рассылки Авиасейлс.
Скрин из рассылки Авиасейлс.

А так Авиасейлс общается с аудиторией в твиттере:

Скрин из твиттера Авиасейлс. Текст: «Кто сейчас стоит у обменника с двумя долларами в руках и говорит в камеру „вам наверное интересно как я оказался в такой ситуации“».
Скрин из твиттера Авиасейлс. Текст: «Кто сейчас стоит у обменника с двумя долларами в руках и говорит в камеру „вам наверное интересно как я оказался в такой ситуации“».

Тут мы видим, что для разных площадок команда использует немного разную тональность, но придерживается основной концепции — говорить ясно и просто, без перегруза, шутить, когда шутится, не бросаться в читателя сложными формулировками.

Очень часто бренд Авиасейлс ставят в пример, когда говорят о коннекте с аудиторией и хорошем считывании её потребностей. Ребята правда молодцы, пройдитесь по их сайту и социальным сетям, это очень крутой кейс.

Вывод

Единый TOV, который разработан в компании и зафиксирован, помогает всем сотрудникам от маркетологов до копирайтеров понять, как именно общаться от лица бренда. Что стоит говорить, что нет, какие шутки уместно шутить, а какие аудитория не поймёт.

TOV очень сильно завязан не только на отстройки от конкурентов, но и на анализе целевой аудитории. Понимая, кто ваша аудитория, вы можете с лёгкостью разработать свой собственный тон повествования, который не будет противоречить имиджу бренда.

Задание со звёздочкой

Если вам интересна тема TOV, попробуйте на досуге разобрать три всем знакомых бренда: McDonalds, KFC, Burger King. Посмотрите их сайты, соц.сети, рассылки; подумайте, как они общаются с аудиторией и какой у них тон повествования. Это поможет вам наглядно увидеть, как бренды по разному используют свои голоса.

Поставьте этой статье лайк, если она вам понравилась и была полезна. Расскажите в комментариях, что вы об этом думаете — я ценю ваше мнение, а ваши отзывы помогут мне писать для вас лучше!

До встречи!