Найти тему
Исследование Писания

КНИГА ЛЕВИТ (ч.21): ГРЕХИ, ТРЕБУЮЩИЕ ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ

«Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесёт на себе грех. Или если прикоснётся к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен. Или если прикоснётся к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен. Или если кто безрассудно устами своими поклянётся сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чём-нибудь из этого, и исповедается, в чём он согрешил, то пусть принесёт Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота — овцу или козу — за грех, и очистит его священник от греха его» (Лев. 5:1–6).

Стихи 1–4. Приводятся три случая, в которых необходимо приносить жертву за грех.

Первый — когда человек не выступал свидетелем, зная правду, несмотря на то, что слышал голос проклятия (5:1). В Международном Библейском Обществе сказано: «когда его приведут к присяге». Это был призыв поклясться говорить правду с пониманием того, что не сделавший этого будет проклят. В стихе говорится, что, каким бы способом кто-то ни узнал правду о рассматриваемом деле, он должен добровольно стать свидетелем. Если он этого не сделает, или забудет, или пренебрежёт этим, то он понесёт на себе грех, то есть будет виновен.

Второй — когда человек оказывался нечист, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому (5:2, 3). Пожалуй, лучше всего понимать этот проступок так, что согрешивший стал нечистым, не зная об этом, и поэтому не выполнил надлежащие ритуалы. Другой вариант толкования — что он знал о своей нечистоте, но забыл выполнить эти ритуалы. Если это так, то данный отрывок говорит о том, что прикосновение к чему-то нечистому не было, само по себе, грехом, хотя и делало прикоснувшегося ритуально нечистым. «Грех» возникал тогда, когда этот человек забывал выполнить или пренебрегал выполнением того, что нужно было выполнить, чтобы избавиться от ритуальной нечистоты.

Третий — когда человек безрассудно клялся сделать что-нибудь худое или доброе, но не выполнял своей клятвы (5:4). «Сделать что-нибудь худое или доброе» означает «что бы то ни было», что человек клянётся сделать. Смысл — что-то вроде «дать обет что-либо сделать». Любой, кто поспешно дал клятву, а потом забыл о том, что он дал её, и потому не исполнил её, был виновен в этом грехе. Некоторые комментаторы ассоциируют клятву, данную безрассудно, с опьянением. Безусловно, от пьяного как раз можно ждать заявлений, в том числе клятв, которые бы он никогда не сделал, будь он трезв.

Эти нарушения имеют несколько общих черт. Все они попадают в категорию «непреднамеренных» грехов. Во втором случае говорится, что грешник не знал того, когда касался чего-то нечистого (5:2, 3). Точно так же фраза «кто безрассудно устами своими поклянётся» подразумевает, что грех был непреднамеренным; да и текст говорит, что он не знал о своём грехе (5:4). То, что свидетель чего-то не объявил об этом, кажется преднамеренным отказом свидетельствовать; но так как об отказе идёт речь в данном контексте, то, скорее всего, грех был вызван мгновенной слабостью, которая делает его также непреднамеренным.

Стих 5. Кроме того, в этих ситуациях грешнику необходимо было исповедаться, в чём он согрешил. Человеку, нуждавшемуся в прощении по этому закону, непозволительно было говорить: «Да простится мне, если я согрешил». Он должен был публично признать, что он согрешил.

Стих 6. Наконец, они требовали жертвы: согрешивший должен был принести жертву повинности за грех, чтобы получить прощение. Согласно этому стиху, человек, желающий быть прощёным, должен был принести жертву из мелкого скота — овцу или козу. Вероятно, совершаемый ритуал был таким же, как в случае принесения жертвы за грех.

Когда мы читаем конкретные постановления, подобные этим, в законе Моисея, мы должны помнить, что такие законы служили образцами, или примерами, которые можно было применять к похожим ситуациям. Поэтому на основании этих примеров мы можем заключить, что было грехом не выполнить свой общественный или религиозный долг, было грехом проигнорировать или забыть исполнить ритуалы, связанные с очищением от нечистоты из-за пренебрежения или забывчивости, и было грехом не выполнить обет или клятву. Другими словами, эти законы требовали от израильтянина, чтобы он выполнял свой общественный долг, поддерживал свою личную ритуальную чистоту и берёг собственную порядочность. Невыполнение требований в любой из этих трёх областей было грехом, за который нужно было принести жертву за грех.

#тора #ветхий завет #толкование ветхого завета #читать библию