Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Великий автограбеж 90-х. Война ГАИ, угонщиков и автолюбителей.

Оглавление

Эта борьба по своей форме напоминала настоящую войну со своими победами ,поражениями, жертвами и применением средств научно-технического прогресса, который обе стороны использовали, дабы эту борьбу выиграть.

Тревожное начало

То, что происходило на дорогах в 1990-х годах было не чем иным, как уже пройденной дорожкой в США и странах Европы и Азии. Эти страны уже пережили пик угонов транспортных средств в 1960-1980 гг. и уже начали приобретать определенные навыки успешной борьбы с этим видом преступлений. В России же этот процесс совпал с рыночными реформами, разрухой в сфере экономики, автомобильным бумом, ослаблением общественного порядка и органов внутренних дел и всеобщим разгулом преступности. Поэтому и приобрел такие размахи. Ситуация стала складываться тревожно уже в конце 1980-х. Рост числа угонов автомобилей стал расти на глазах вместе с экономическими реформами, шагавшими по стране. Советским людям больше не надо было стоять в годовых очередях за заветными "жигулями"или "москвичами". Стал расти частный рынок автомобилей. Соответственно,автомобиль стал более доступен гражданам, а значит его стало легко купить и продать. Поэтому начинает расти благоприятная среда для угонщиков. В советское время угон был чем-то из ряда вон выходящим. Угонщиков обычно быстро обезвреживали, да и сбыть угнанные "Жигули" или "Волгу" было некуда. Теперь же ситуация кардинально поменялась. Соответственно, главные причины угона машин заключались в следующем.

-2
-3

Газ 24 Волга и Ваз 2101 Жигули-основные автомобили, похищавшиеся немногочисленными угонщиками

1.Изменение отношения к автомобилю.

Как я уже говорил, автомобиль стал доступен. Процесс покупки и продажи упростился.Существенно возрос частный рынок. Соответственно, появился спрос на запчасти на определенные виды машин. В дело вступил нелегальный рынок.

2.Развал экономики.

В условиях полного развала всей экономики, галопирующей инфляции начала 1990-х автомобиль стал не только своего рода валютой (частные фирмы в 1990-х, особенно в начале 1990-х, за контракты рассчитывались автомобилями.Часто Жигулями, но иногда и иномарками), но еще и средством вложения. Дабы деньги у граждан не сгорели, они старались их вложить в какое-нибудь имущество. Это были квартиры и машины. На квартиру не всегда хватало, а вот машина была реальным средством вложения, поэтому семьи и пожилые граждане стали хватать новые "семерки", "девятки" и даже иномарки в попытке спасти свои сбережения. Соответственно, угонщики старались навариться на этом и угоняли их у одних граждан и впихивали другим. Часто это оканчивалось трагично для семей. Я до сих пор не забуду лицо одного деда с моего двора, который вложился в покупку новой "девяносто девятой", которую у него увели через две недели после покупки. Он плакал навзрыд и угодил в больницу, т.к.вместе с этой машиной исчезли и его немногочисленные вклады, которые он сумел сохранить в то лихолетье.

-4

В те годы,чтобы сохранить какие-либо денежные средства, нужно было их куда-нибудь вложить.Лучше всего для этой цели подходили квартиры или автомобили

3.Автомобильный Бум

1990-е запомнятся также тем, что в страну хлынул поток иномарок, ранее сдерживавшийся по политическим и экономическим мотивам. В попытке удержать определенную часть рынка отечественные автогиганты "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "АЗЛК", несмотря на свое крайне плохое финансовое состояние, также увеличили выпуск собственных автомобилей. Количество автомобилей на дорогах выросло по сравнению с советским в 2-3 раза, что также явилось непосредственной причиной роста угонов.

 Эти новенькие восьмерки в конце 1980-х-начале 1990-х быстро находили своего покупателя
Эти новенькие восьмерки в конце 1980-х-начале 1990-х быстро находили своего покупателя

4.Несовершенство законодательства.

Росту угонов способствовало и несовершенство законодательства начала 1990-х годов. Например, в сфере автомобильных угонов действовало две статьи. По ст.144 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. "Кража", заключавшейся в хищении транспортного средства с целью дальнейшей перепродажи обвиняемому грозил реальный тюремный срок до 3 лет, совершенное группой лиц- от 2 до 7 лет, а совершенное организованной группой или особо опасным рецидивистом- от 4 до 10 лет с конфискацией имущества. Ст.148.1 «Угон транспортного средства» , заключавшейся в краже транспортного средства очень часто грозила подозреваемому всего лишь штрафом(!!!) в 15 минимальных зарплат. Тюремные сроки, прописанные в статье, применялись очень редко. Соответственно, когда угонщика ловили с поличным, зачастую можно было в его показаниях прочитать такой бред. :"Очень торопился в театр, опаздывал на автобус, свой собственный автомобиль в ремонте/забрали за долги/похитили инопланетяне, поэтому я увидел первый попавшийся автомобиль(вишневую "девятку»), вскрыл его и поехал в театр". И очень часто такой бред прокатывал и угонщик уже через два часа выходил из отделения милиции на свободу, а гаишники только беспомощно скрипели зубами. К слову, в 1994-1995 гг. значительная часть автолюбителей и честных ГАИшников требовала у Гос.Думы прекратить этот идиотизм и отменить ст .148.1.Но у Гос.Думы были дела поважнее, чем прекратить вал угонов, поэтому об этой инициативе благополучно забыли. К слову, в 2018 г. этот дуализм в Уголовном кодексе 1997 г. сохраняется.Есть ст. 158 "Кража" и ст. 166 "Завладение транспортным средством без цели хищения".

 У нас тут парламент расстреливают. Какие автоугоны.
У нас тут парламент расстреливают. Какие автоугоны.

5.Коррупция органов ГАИ.

Коррупция в 1990-х не обошла и органы ГАИ и разрослась там в чудовищных масштабах. Несмотря на то, что многих сотрудников погнали из ГАИ как раз за взятки и связь с криминальным элементом, коррупция от этого не уменьшалась. Нередко многие сотрудники, особенно в регистрационной сфере, сообщали о свежих тачках угонщикам, а нередко и прикрывали угонщиков, поставляли им бланки документов и печати.

 Несмотря на все свои заслуги, ГАИ оказалась неподготовлено к такому валу угонов.
Несмотря на все свои заслуги, ГАИ оказалась неподготовлено к такому валу угонов.

6.Плохое состояние ГАИ.

К валу угонов ГАИ подошла абсолютно неготовым в техническом плане. Компьютеризация обошла органы ГАИ, как и вообще советскую милицию стороной и лишь в 1990-х начали внедряться и применяться электронные базы данных. Они были несовершенными и сырыми. Помноженная на общую безалаберность инспекторов ГАИ, она давала "убойные"результаты. Нередко останавливали машины, никогда не бывшие в угоне, и изымали их, потому что в базах данных эти машины числились как угнанные. Людей, нередко целые семьи, высаживали вдали от дома и лишали машины на два-три месяца, пока выяснялось, что эта машина чиста. При этом нередко потом оказывалось, что машина так и продолжала висеть в базах данных, как угнанная.

Автопарк машин был вообще непригоден. Состоявшие на вооружении ГАИ машины по своим техническим показателям уступали последним моделям ВАЗа(Ваз 2107, Ваз 2108, 2109, 21099) ,бывшими популярными у угонщиков и не могли их догнать ,чего уж говорить об иномарках. Самая популярная машина в ГАИ и милиции в начале 1990-х гг. Москвич 2141 была вообще непригодна для погони по своим динамическим характеристикам.По признанию многих водителей машина была тяжелой и неповоротливой, а в начале 1990-х годов к этому добавилось ужасное качество сборки. Как правило, средний возраст службы Москвича 2141 в ГАИ составлял пять лет, после этого машину списывали.

 Москвич 2141-основная машина ГАИшников в конце 1980-х-середине 1990-х гг.
Москвич 2141-основная машина ГАИшников в конце 1980-х-середине 1990-х гг.

Также непригоден для погони был уже морально и физически устаревший Ваз-2101

 Ваз 2101 еще нес свою службу в рядах ГАИ в начале 1990-х гг.
Ваз 2101 еще нес свою службу в рядах ГАИ в начале 1990-х гг.

Лучше обстояло дело с другими популярными моделями в ГАИ-Ваз 2105 и Ваз 2106. Они еще как-то могли осуществлять преследование, но также уже все меньше справлялись со своими обязанностями

-10

Ваз 2106-желанная машина в советском ГАИ.

 Ваз 2105 из состава муниципальной милиции, тоже охотившейся за угонщиками.
Ваз 2105 из состава муниципальной милиции, тоже охотившейся за угонщиками.

"Девяток"в ГАИ было пока еще очень мало, малое количество иномарок,оставшихся со времен СССР,не решало задачу.

 Восьмерок в конце 1980-х-начале 1990-х гг.в составе ГАИ было очень мало
.
Восьмерок в конце 1980-х-начале 1990-х гг.в составе ГАИ было очень мало .

Добавившиеся к этому трудности со снабжением запчастями и эксплуатацией автомобилей в силу разрухи в экономике только усилили неспособность ГАИ противостоять угонщикам. К этому добавилось полная тактическая недееспособность состава ГАИ

Немного статистики.

Как я уже говорил, тревожная ситуация с угонами стала складываться еще в конце 1980-х гг. Уже в 1987 г. краж было зарегистрировано 25.277, а угонов 34.490. Раскрываемость по кражам в тот год составила 50,1% , а по угонам 50,4%. Вполне неплохо для советских времен. В 1990 г. ситуация уже начала выходить из-под контроля. Так, краж автомобилей было зарегистрировано 89.545, а угонов 62.340. Раскрываемость по кражам составила 26,3%, а по угонам 51,1%. Дальше ситуация пошла по наклонной. В 1991 г. краж было зарегистрировано 107.329(!), а угонов 63.276. Процент раскрываемости по кражам составил 24.9%, а по угонам 55.0%. Самая плохая обстановка с угонами сложилась в 1992-1994 гг. Так, в 1992 г. краж было зарегистрировано 123.362, а угонов 63.467. Процент раскрываемости по кражам составил 22,6%, а по угонам 40,5%. В 1993 г. краж было зарегистрировано 96.583., а угонов 60.415. Процент раскрываемости по кражам составил 20,6%, по угонам 57,7%. Самое дно настигло ГАИ в 1994 г. Тогда краж, по словам начальника УГАИ генерал-майора В.Федорова, было зарегистрировано 180.000, а процент раскрываемости по ним составил 12,9%. Что касается находок автомобилей, то здесь тоже можно привести несколько цифр. Так, 1993 г.в розыске находилось 21.163 автомобилей, из которых нашлось не более 12,5%. Если говорить про регионы, то лидерами в 1993 г.стали Москва и Московская область-там в угоне оказался 4051 автомобиль, Приморский край-в это регионе в угоне оказались 1183 автомобилей(лидер по угонам японских тачек), ну и Самарская область-здесь в угоне оказались 1132 (здесь угоняли новые "Жигули" и "Лады" в силу близости АвтоВаза). Необходимо сказать, что ситуация оставалась напряженной до конца 1990-х гг. Так, в 1997 г.в розыске находились 300.000 автомобилей. Сравните это с травоядными 13.700 находящихся в розыске автомобилей в 2017 г. , чтобы прийти в ужас от масштабов угона машин в 1990-е гг. Ну и напоследок еще пару ужасных цифр. В 1993 г. в день в Москве пропадало 30-40 машин, а в один день численность пропавших машин вообще составила 60 автомобилей.

Вообще, если говорить о странах СНГ, то больше всех оказались готовы к угонам Прибалтийские страны (и прежде всего Эстония и Латвия). Эстония вообще провела быструю компьютеризацию полиции и очень строго подходила к учету угнанных авто и всего, что ввозилось. Поэтому в Эстонии процент угнанных машин был ничтожно мал. Аналогичная ситуация была и в Латвии. Очень плохо с угонами было в Литве. Мало того, что Литва стала прибежищем для криминальных авто со всей Европы, так еще и в самой Литве складывались «атомные перспективы»,как любил говаривать известный киноперсонаж «Антибиотик». Вплоть до того, что Мерседес-600 Министра Внутренних дел Литвы Вайтекунаса оказался числящимся в угоне, из-за чего тот вынужден был подать в отставку. Более того, совместные литовско-польские группировки отличились даже в Америке. Так, в 1996 г. в Чикаго была обезврежена совместная литовско-польская банда во главе с неким Римантасом, которая успешно промышляла кражей авто в Америке. Относительно хорошо было в Белоруссии. Первые годы на на границе с Польшей и на трассе Минск-Москва небезопасно было одному ездить, но к 1996 г.ситуация заметно улучшилась, вплоть до того, что на каждом более-менее крупном белорусском авторынке стали устанавливать пост ГАИ с электронной базой данных по угнанным авто. Самая ужасная ситуация сложилась в России, на Украине, в закавказских республиках (куда уходила основная часть угнанных тачек) , ну и конечно же в ЧРИ, где угнанные тачки пропадали с концами.

 Эстонская полиция относительно быстро навела порядок на дорогах страны.
Эстонская полиция относительно быстро навела порядок на дорогах страны.

Кто виноват и что делать?

Такое число угонов можно легко объяснить. Во-первых, нужно сказать большое спасибо отечественным заводам и в первую очередь АвтоВазу за установку замков, которые можно было открыть чуть ли не ногтем пальца ноги. И кроме того, штамповали номер двигателя и основных агрегатов на самом видном месте, облегчая угонщикам задачу. Часто чашку с кузовным номером машины просто срезали и устанавливали на угнанную машину или перебивали номер двигателя, изменяя цифру 3 на цифру 9, или же 9 на 0. Также оказались хороши и ГАИшники. Мало того, что они оказались совершенно не готовы к такому наплыву угонов. Так еще и были крайне безалаберны. Так,например, в августе 1993 г. журнал "За Рулем" провел эксперимент, когда редакция сообщила об угоне своей машины в УГАИ Москвы,а также местное отделение милиции и два часа ездила на якобы угнанной Ваз-21099 по Москве. Попадавшиеся гаишники спокойно пропускали машину мимо постов и считали ворон и лишь как только машина попыталась пересечь МКАД, инспектор ГАИ на одном из местных постов остановил машину и то лишь потому, что на ней сработала система КОРЗ, регистрировавшая любые механические действия с автомобилем и сообщавшая об этом на ближайшие посты ГАИ. Таким образом, за два часа, что машина колесила по городу, в реальной ситуации угона эта тачка давно уехала бы далеко за пределы города. Впрочем, здесь гаишники были лишь отчасти виноваты. Система КОРЗ сработала лишь через два часа после угона. Однако еще один эксперимент, проведенный в мае 1997 г. также журналом "За рулем"обнаружил, что не только гаишники, но также и простые граждане не обращают внимания на кражи машин. В частности, редакция журнала провела эксперимент, когда редакционные Ваз 2104 якобы угоняли прилюдно. Эксперимент проводили на Спасской улице и Сухаревской площади.В обоих случаях проходившие прохожие ковырялись в носу никак не реагировали на происходящее вскрытие машины, хотя мнимый угонщик сначала вскрыл машину, потом открыл капот и в стиле заправского ковбоя выкинул блок сигнализации,которая , аки истеричная соседка , орала истошным криком на всю улицу. Никак не отреагировали на это ни прохожие (хотя один "доброволец" нашелся, который хотел помочь вскрыть машину, потому что думал, что получит половину доли с кражи машина имеет неполадки с сигнализацией), ни мило болтавший рядом с цветочницами наряд милиции, ни инспектор ГАИ, стоявший на посту рядом (клиент на «Мерседесе» с полным кошельком долларов важнее). После того, как машину "угнали" журналисты вызвали ГАИ, которое прибыло через 15-20 минут на ужасе автомастерских 90-х-древнем 41 "Москвиче" (хорошо, что не на Т-35). При таких показателях с машиной можно было творить, что угодно.

Что касается противодействия со стороны ГАИ, то некоторые соображающие начальники с 1993 г. начали создавать специальные оперативные роты, специализирующиеся на угонах. В частности, в Самаре в 1993 г. такая рота была создана и укомплектована автомобилями Ваз-2105, Ваз 2106, Ваз 2107,Ваз 2108, Ваз-2109, Ваз-21099 и некоторым количеством Hyundai Pony (невиданная роскошь для провинции в те времена). Эти роты зачастую действовали совместно с операми уголовного розыска и задача их заключалась в следующем. В гражданской одежде они шерстили днем автомастерские, сервисы, гаражные кооперативы ,авторынки и прочие потенциальные места сосредоточения угнанных машин на предмет обнаружения угнанных "сюрпризов", зачастую по наводке оперов,которые получали "наколки" от информаторов (типичного бомжа Померанцева из первого сезона нетленных УРФ). А когда на город опускалась тьма и ночь вступала в свои права, то эти же спец.роты ездили по городу и наудачу останавливали подозрительные авто. Очень часто такие рейды приносили успех. Как в один дождливый осенний день 1994 г., когда экипаж одной из таких спецрот на Ваз 2109 заметил выезжавшую со двора BMW E32. Вероятность того, что хозяину в три часа вздумалось скататься за хлебушком или проведать любимую тещу была близка к нулю. Поэтому экипаж решил остановить машину для того, чтобы пригласить на чаепитие проверить документы. Неизвестно кто там сидел за рулем, т.к.обычно угонщики редко устраивают погоню. Но чувак за рулем БМВ решил, что он здесь хозяин дорог и рванул вперед, аки Илон Маск на Марс.Уже через 5 минут в погоне участвовали два экипажа спец.роты на Ваз 2109 и Ваз 2107 и обычная патрульная Ваз-2105.При должном умении крутить баранку и зрении чуть получше зрения крота угонщик на БМВ оставил бы эту веселую компанию незадачливых полисменов с носом, но за рулем был такой «счастливчик», что в три часа ночи он сумел на пустынной улице найти веселый Зил-130 и расщепить на молекулы «мечту»(не совсем на молекулы,т.к.»боевые машины вымогателей» тогда делали на славу и на молекулы расщепился лишь капот). Неудачник- «конокрад» быстро выписали путевку в исправительно-трудовой профилакторий и он уехал отдыхать в солнечный Магадан.А вот бравым блюстителям порядка пришлось вскоре выслушивать «благодарности» от хозяина БМВ, который решил, что «менты разводят его, как терпилу, и сами тиснули тачку». В ответ на это хозяин тачки был справедливо и закономерно послан куда подальше и, поугрожав дойти до ЕБН, вскоре испарился, как аромат Ив Сен Лоран в казарме.

Однако самодурство начальства зачастую портило картину. Так, например,в один прекрасный день местному начальству вздумалось шерстить Железнодорожный район и поэтому все экипажи спецроты оно перевело из находившегося тогда под усиленной проверкой Ленинского района в Железнодорожный. За это время в Ленинском районе количество краж и угонов возросло в 2 раза. Воистину, самодурство начальства неистребимо.

 Hyundai Pony.Приблизительно такие машины были закуплены для спецроты по борьбе с угонами г.Самары в 1993 г.
Hyundai Pony.Приблизительно такие машины были закуплены для спецроты по борьбе с угонами г.Самары в 1993 г.

В следующей части мы рассмотрим популярные у угонщиков машины и способы угона, широко применявшиеся угонщиками.

Автор - Александр Стоядинов

Дорогой читатель.Понравилась статья? Хочешь почитать что-то аналогичное по иным темам?Не вопрос! Поэтому если у тебя появилось желание простимулировать меня на подобную творческую деятельность,то лови мои реквизиты.

Яндекс Кошелек:https://money.yandex.ru/to/410017829331611

До новых встреч!