Когда говорят пушки, музы молчат. Это несколько сомнительное, но расхожее изречение можно было бы перефразировать в более оптимистичное – «пушки молчат, пока звучит музыка».
А она в последнее время звучит все тише и тише. Один за другим мировую сцену покидают всемирные знаменитости. А причина одна – расхождение в политических взглядах.
Вряд ли кто-то из великих музыкантов прошлого смог бы отречься от своей культуры ради политических предпочтений.
Невозможно даже представить русских композиторов-классиков, отказывающихся от своего происхождения или родины ради лучших условий контракта и уж тем более ради вовлечения в политические игры. Они могли учиться и жить вдали от отечества, но никак не забывая его.
Да, музыканты всегда путешествовали по всему миру, ехали туда выступать, напитываться новыми впечатлениями, но никак не забывать, что они русские.
Что мы имеем сегодня? Вернее, не имеем.
Недавно стало известно об «отставке» со всех зарубежных постов дирижёра Валерия Гергиева.
Затем об отмене зарубежных концертов оперной дивы Анны Нетребко. Британский Ковент-Гарден расторг контракт с постоянным приглашенным дирижером Королевского балета Павлом Сорокиным.
При этом главный дирижер Большого театра Туган Сохиев не стал выбирать между Россией и Францией – он ушел отовсюду – с поста главного дирижера ГАБТа и музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы.
И все эти «уходы» из-за событий на Украине. Вполне возможно, что этот список будет лишь полниться из-за растущих «музыкальных санкций» и амбиций Запада, хотя ещё недавно это казалось не только абсурдным, но и невозможным. Попробуем взглянуть объективно «кто есть кто» из упомянутых выше артистов и насколько применима к ним формулировка сторонников враждебных взглядов.
Жертвы культуры «отмены»
Первым стал Валерий Гергиев, выдающийся дирижёр, возглавлявший Лондонский симфонический и Мюнхенский филармонический оркестр, а также Всемирный оркестр.
Лучшие музыкальные площадки мира считали за честь сотрудничать с прославленным маэстро.
Кстати, в должность главного дирижера Мюнхенского симфонического оркестра Гергиев вступил в сезоне 2015/2016 годов, не скрывая своего отношения к политике, проводимой Россией. В том же 2015-м году дирижёр осудил поддержку Западом демонстрантов на Майдане, назвав её большой ошибкой и стремлением «урвать себе кусок пирога под названием Украина».
Более того, в феврале 2018 года мюнхенский городской совет согласился с продлением контракта с маэстро, несмотря на несовпадение во взглядах на мировую политику. Когда же ответственные лица задавали вопросы пресс-службе оркестра по поводу смелых высказываний Гергиева, то получали стандартный ответ о том, что руководство не вправе обсуждать позицию дирижёра по политическим темам.
Однако сейчас, пишет Der Spiegel, от маэстро потребовали осудить действия России на Украине. В противном случае, заявил обер-бургомистр Мюнхена Дитер Райтер, Гергиев не сможет далее оставаться на посту главного дирижёра симфонического оркестра. Ультиматум музыкант молча пропустил.
В итоге от сотрудничества с Гергиевым отказались Венская и Парижская филармонии, Баварская опера, Люцернский фестиваль и Фестивальный оркестр в Вербье. Как сообщило EADaily 24 февраля, в день операции по защите Донбаса, миланский театр Ла Скала принудил выступить Гергиева против конфликта на Украине. В противном случае сотрудничество с дирижером будет прервано.
Причиной отмены концертов Валерия Гергиева и Дениса Мацуева в Карнеги-холл в Нью-Йорке также стали «недавние события в мире».
А теперь зададимся вопросом: чем должен был руководствоваться в своём выборе музыкант, эпицентром жизни которого стал Беслан, когда в сентябре 2004 года в школе №1 случился теракт?
В этот день Валерий Гергиев, уроженец Северной Осетии, дирижировал в Вене Патетической симфонией Чайковского, которая стала для него своего рода реквием по безвинно погибшим детям в Северной Осетии.
Другим концертом-реквием в августе 2008-го он откликнулся на трагедию в Южной Осетии, приехав с оркестром в разгромленный Цхинвал. Что это как не сострадание? Что это как не его политическое кредо?
Может достаточно жертв, которые мы кладем на алтарь искусства?
Или мы уже не отличаем искусство от политики? Все ищут корень зла, а он на поверхности.
Ленин и Гитлер любили слушать Вагнера и это установленный факт. Выходит, что музыка может быть разрушительной? Вряд ли. Это их личные пристрастия, с которыми до сих пор считается история.
А может быть и на Вагнера объявим охоту? Почему нет? Прекрасная парочка Гитлер и Ленин, которая скроила мир по-своему и сошлась в своих музыкальных пристрастиях.
Самое время задуматься – а может быть музыка во всём виновата? Увы, виной всему малообразованность, когда не помнят ни своей истории, ни своей культуры.
Нас захлестнуло мнение социальных сетей, которое как во времена римских гладиаторов, решает кому быть на сцене, а кому нет. И достаточно просто поднять палец вверх.
Всё же есть рецепт получше – начать свой личностный путь с самообразования, с посещения хотя бы виртуальных концертов. Там звучит настоящая музыка, которую мы уже успели подзабыть. Музыка, которую нам пытаются запретить в силу всяких там политически неграмотных "Чайковских", "Мусоргских", "Бородиных" в лице выдающихся дирижёров мира, которые просто любят своих композиторов и ту землю, которая их породила.
Автор: Ольга Трущалова, музыковед, журналист
Продолжение темы, часть 2