("Сыны анархии", Sons of Anarchy, 2008, США; сериал, 7 сезонов)
Единственное, что не зацепило меня в "Сынах анархии", это, как ни странно, их пилотный эпизод. Который показался настолько малоинтересным, что когда меня наконец-то надоумили, что я сужу предвзято, минуло уже несколько лет. Вот и пришлось смотреть эту мотоэпопею с большим опозданием и вдогонку.
Но зато КАК она смотрелась - просто ух-х-х... прямо ни в сказке сказать, ни пером описать. Хотя на клавиатуре оттарабанить, пожалуй, можно.
Отпахав 7 лет в жесткач-телесаге "Щит" Шона Райана, один из ее продюсеров, сценаристов и режиссеров Курт Саттер намотал себе на ус много полезного опыта. Который и начал "разматывать" по экранам еще до того, как завершился финальный сезон "Щита" - тоже осенью 2008-го. Ну и правильно, тяжело ведь на усах такой увесистый груз таскать!
Результат превзошел все ожидания. "Сыны анархии" не только выстояли на экране те же достойные семь сезонов, как и "Щит", но еще и нехило обогнали его по зрительской любви и известности.
При том, что эксплуатировали они куда менее популярную в народе тему, чем разборки грязных копов в "Щите" - житие и удивительные приключения байкеров. Со всеми их специфическими финтифлюшками, начиная от клубной иерархии и попоек и заканчивая войнами байкерских банд аж в международном масштабе. Даже за океан в Ирландию герои сериала из Калифорнии сгоняют - эвон как!
Еще одно ключевое и мощное достоинство "Сынов" - "папаня" Курт Саттер умертвил их чертовски своевременно. Тогда, когда все "мокрые" разборки на криминальных и личных фронтах были выжаты досуха, а число склеивших ласты персонажей достигло немыслимой величины. Отчего зрителю уже икалось от буйства здешнего насилия и любая его дальнейшая эскалация попросту скатилась бы в трэш.
Однако Саттеру повезло завершить свою байкерскую симфонию на высокой и драматичной ноте. Как по мне - куда более красивой и удачной, чем странноватый финал "Щита" в духе пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке".
Разве что, оглядываясь назад, понимаешь, что чистого "сюжетного" времени в "Сынах" всё-таки сезонов шесть, не больше. Потому что, если сократить в ней все пылкие признания героев друг другу в товарищеской любви, все эти их ритуальные обнимашки с братскими поцелуями и речи о клубной морали, как раз часов на 9-10 сериал и уменьшится.
Шутка, конечно, но не без толики правды. Ибо еще в 1 сезоне раздражало, когда эти амбалы, стукаясь своими пудовыми кожаными жилетками, по 20 раз за серию лезут друг к другу с объятьями и трутся небритыми щеками. При этом нет никакой гарантии, что их братание не обернется через полминуты перестрелкой и поножовщиной - да запросто!
С другой стороны, что поделать, уж коли у них так заведено. Из песни слов не выкинешь, а из байкерского этикета - весь этот их обмен любезностями, размазанный Саттером толстым слоем аж по 92 эпизодам.
Расписывать сюжет "Сынов" нет смысла - даже вкратце он немногим проще, чем 130-страничное доказательство теоремы Ферма.
Но если же совсем-совсем вкратце, то есть в Калифорнии выдуманный городок Чарминг. А в нем держит криминальную масть клуб байкеров "Сыны анархии", прикрывающий свои темные делишки обычным СТО-бизнесом.
И, как это принято в историях Саттера, вся власть в городке куплена и сидит на "подсосе" у мотогангстеров. А те в свою очередь "рамсят" с другими бандами, причем не обязательно байкерскими: делят территории влияния, бизнес-пироги и другие многобаксовые ништяки. За которые частенько грызутся до полного уничтожения конкурента, а в перерывах между грызней решают личные проблемы. Порой не менее сложные, тяжкие и уголовно-наказуемые, чем клубные.
Поэтому, как и в "Щите", сюжетная обстановка в "Сынах" жесткая, политически не корректная и нашприцованная адреналином. Вдобавок из, казалось бы, маленьких косметичек бардачков на байках "сынов" вываливаются такие огромные скелеты, а то и не по одному, что диву даешься, как они туда поместились.
Короче говоря, скучать вам тут не дадут, даже если вы слезно попросите об этом Курта Саттера.
Также "Сыны" стали катапультой для заброски во "взрослую" кинолигу Чарли Ханнэма, коего мы могли наблюдать затем много где, включая "Океанский рубеж", "Багровый пик", "Меч короля Артура", "Мотылек", "Тройная граница", "Джентльмены" и свеженький "Вальдо". И который к тому же тянул здесь главную актерскую лямку, а "пристяжными" у него работали столь матерые личности, как Рон Перлман, Томми Флэнаган, Ким Коутс, Питер Уэллер, Митч Пилледжи и много-много кто еще. Включая, разумеется, несравненную Кэти Сагал (жену самого Саттера, к слову), сыгравшую здесь наилучшую роль в своей карьере.
***
В общем, много есть на сегодняшний день криминальных фильмов и сериалов о байкерах, но такой многогранной, долгой, свирепой, крутой и культовой истории о них, как "Сыны анархии", не было снято ни до них, ни после - до сей поры по крайней мере.
Главное - это не допустить мою ошибку и не соскочить с их пилотного эпизода. Ну а дальше "помчит" так, что не остановитесь - даже если вы на дух не переносите рычащие мотоциклы и всю "контркультурную" движуху, что вокруг них сформировалась.