Найти тему

Почему клиенту нужен человеческий подход

В любой области человеческого взаимодействия как в личной, так и в бизнесе, необходимо понимать правила и ценность партнерских отношений. В первую очередь, они должны строиться на доверии, честности и ответственности. IT-сфера – не исключение.

IT-компании чаще других сталкиваются с непониманием

В сравнении с другими видами деятельности, оказание IT-услуг осложнено непониманием клиентами многих его аспектов. Как правило, заказчик далек от данного бизнеса и не имеет представления о:

  • целесообразности и размерах прибыли, которую ему принесет внедрение проекта;
  • трудозатратах на каждом этапе проекта;
  • формировании стоимости и обязательности предоплаты;
  • временных расходах;
  • причинах, ведущих к простоям;
  • рисках и трудностях в работе.

Заказчик часто затрудняется даже в формулировании технического задания. С другой стороны, сам айтишник нередко так далек от навыков гуманитария, что не способен объяснить на доступном языке и добиться четких ответов на вопросы, возникающие до и во время работы над проектом.

Очевидно, что все перечисленное не способствует эффективным коммуникациям, доверительным отношениям и укреплению партнерства, если не предпринимать определенные шаги.

Значение клиентоориентированности и как ее повысить

Именно любовь и уважение к партнеру, а точнее клиентоориентированность, ведет к его лояльности: он остается с компанией навсегда. Для лучшего понимания важности такого подхода в бизнесе принято подсчитывать «стоимость клиента на всю жизнь». Она дает отчетливое представление о ценности каждого отдельно взятого заказчика.

Нужно помнить также: весомая часть людей очень любит давать рекомендации (и позитивные, и негативные). Заработать репутацию компании непросто, а вот потерять ее можно в момент. Если не дать клиенту выговориться, он расскажет другим, а не вам.

Повысить уровень клиентоориентированности можно с помощью комплекса мер:

  • продумать и качественно улучшить все «точки контакта» – точки соприкосновения компании и клиента (это могут быть удобный интерфейс сайта, приятный голос секретаря, цепляющий слоган, высокие стандарты отчетности и т. п.);
  • собирать отзывы, слышать замечания и работать над ошибками;
  • нанимать клиентоориентированный персонал.

Важно непрерывно повышать корпоративную культуру: иметь для персонала библиотеку соответствующей литературы, поощрять за отличные отзывы, хорошие манеры.

Основные законы общения с клиентом

При желании заполучить нового заказчика в бизнесе используются распространенные приемы. Среди них одно из важных – умение полюбить клиента.

Законы общения с клиентом:

  1. Ищите в любом человеке достоинства, указывайте именно на них. Это поможет ему почувствовать с вашей стороны искреннюю симпатию и расположит.
  2. Нельзя забывать/путать имя собеседника.
  3. Учитесь внимательно слушать и слышать.
  4. Общайтесь на равных.
  5. Не стоит разговаривать с коллегой, когда клиент ждет.
  6. Не загружайте клиента лишней информацией.
  7. Избегайте негативных высказываний в адрес конкурентов и кого-либо еще.
  8. Не спорьте: ищите возможность согласиться, а не возразить.
  9. Не льстите: все комплименты должны быть искренними!

Такой способ расположения к себе потенциального партнера повысит градус его доверия.

Безусловно, в IT важно соблюдение основных принципов партнерских отношений и общения:

  • оговоренных сумм и сроков выполнения работ;
  • норм деловой переписки и цифрового этикета:
  • приоритет e-mail переписке;
  • краткость и высокая грамотность;
  • официальный, информационный стиль;
  • при необходимости подробных разъяснений к письму нужно приложить макет в Word и т.д.;
  • этики делового общения.

Уважайте клиента: используйте понятную подачу материала, а любые отклонения от договоренностей (в ходе работ, каналах общения, переписке) согласовывайте. Рассинхронизация не добавит расположения в копилку.

Для устранения разрыва ожиданий важно на начальном этапе:

  • узнать о предыдущем опыте работы с IT-компанией, чтобы избежать повторения ошибок;
  • конкретизировать требования: до мелочей прояснить ожидания заказчика;
  • предложить выбор;
  • сделать подробную смету работ со стоимостью каждого этапа и добавить 10-15% на непредвиденные;
  • обозначить сроки выполнения (с запасом);
  • составить подробный договор с техзаданием в приложении для снижения вероятности спорных ситуаций;
  • прояснить способы и периодичность связи.

Разрешение спорных ситуаций

В подобных случаях особенно ценятся зрелость, тактичность, профессионализм и гибкость. Например, если этап еще не начат, можно внести изменения в проект без оплаты, либо сделать это для повышения лояльности клиента даже в случае, если работа была уже проделана.

В спорных моментах исключены раздражительность, грубость: нужно помнить, что мы часто совершаем действия, следуя эмоциональному состоянию, а не логике.

Недопустимы в работе:

  • нереальные обещания;
  • одностороннее изменение условий сотрудничества;
  • игнорирование сообщений;
  • недисциплинированность;
  • использование жаргонизмов, ненормативной лексики (по статистике в 85% российских компаний используют мат при общении);
  • помехи, проблемы связи при созвонах;
  • низкая организованность.

По завершении проекта, кроме подписания акта о выполненных работах, важно получить фидбэк с объяснением причин поставленной оценки. Для этого используется анкетирование (устное, письменное, анонимное).

Внимательность

В 68% случаев заказчики уходят к другим просто потому, что о них не вспоминают. Поэтому дополнительно необходимо проявлять внимание:

  • предлагать скидки, часть работ в подарок;
  • поздравлять с праздниками (в рамках делового общения);
  • продумать приятные мелочи без бюджета.

Из практики GARPIX

Абсолютно очевидно, что в любом крупном проекте возникают сложности. Есть много факторов, влияющих на успешную сдачу каждого этапа. Ведь на таких проектах задействовано большое количество специалистов, как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Поэтому, при возникновение спорных ситуаций, или так называемых “форс-мажорных” обстоятельств, мы всегда принимаем то или иное решение совместно с клиентом. Все это происходит за столом переговоров.

Мы, как никто иной, заинтересованы в успешной сдаче проекта, ведь одной из основных ценностей компании Garpix является экспертиза и реализованные кейсы. И стол переговоров - отличное решение в большинстве случаев. Приглашайте клиента, общайтесь, аргументированно доказывайте свою позицию, приходите к компромиссам и грамотно демонстрируйте свою клиентоориентированность!