В связи с санкциями и введенными ограничениями бизнес вынужден предпринять ряд мер для обеспечения собственной безопасности и стабильности. Основная мера — это переход на отечественное программное обеспечение.
С чего начать переход на отечественное ПО?
Начинать переход на отечественное программное обеспечение необходимо с самого важного функционала, с которым вы сталкиваетесь каждый день и без которого нельзя обойтись в повседневной работе.
Среди самых важных инструментов:
- Средства коммуникации: электронная почта, чаты и мессенджеры, телефония.
- Планировщики: календарь, задачи (tast tracker), заметки.
- Офисные программы: текстовые документы, таблицы, презентации.
- Файловые хранилища: облачные диски, локальные диски, файловые сервера.
- Бизнес-системы: системы управления продажами (CRM), системы управления предприятием (ERP), системы управления складами и пр.
- Маркетинговые инструменты: платформа сайта (CMS), карты и справочники, рекламные сервисы, аккаунты социальных сетей.
Вышеуказанный перечень не является конечным, это всего лишь пример, на что следует обратить внимание в самом начале. Однако, если у вас все программы из перечня отечественные, то вам ничего не угрожает и вы можете продолжать развивать дальше!
Отечественные средства коммуникации
Инструменты коммуникации от отечественного производителя представлены достаточно широко, вы можете выбрать то, что вам более привычно. При этом мы все же будем исходить единой инструментальной среды, работающей по принципу одного окна — здесь уже вариантов значительно меньше, но они есть и мы будем на них обращать внимание.
Отечественная электронная почта
Для частного использования
Если вы используете зарубежный почтовые сервера и клиенты, например, Gmail для физических лиц, то вам подойдет сервис Яндекс.Почта. Это бесплатный почтовый сервис с серверами на территории Российской Федерации, которому санкции не страшны.
Функционал почтового клиента Яндекс. Почта покроет все ваши потребности и может быть интегрирован с любым другим почтовым клиентом (The Bat!, Microsoft Outlook и др.). Письма из почты на @yandex.ru редко попадает в спам у получателей, а для безопасности вы можете использовать одноразовые пароли в мобильном приложении Яндекс.Ключ.
На предложенных инструментах выбор не ограничивается, вы также можете использовать почту для частного использования на Mail, Rambler и др.
Для корпоративного использования
Если вы используете почту на собственном домене, например @abm-it.ru и/или используете зарубежные почтовые сервисы для бизнеса типа Google Workspace (ранее — G Suite), то мы рекомендуем использовать похожий сервис от компании Яндекс. Это бывший Яндекс.Коннект или как он сейчас называется Яндекс 360 для бизнеса.
В панели управления вы сможете завести свои домены, в доменах завести почтовые ящики для каждого сотрудника и настроить параметры отправки и получения почты в одном месте. Работа с письмами в этом случает происходит в том же почтовом клиенте Яндекс. Почта, что и для физических лиц, со всеми своими преимуществами.
Для корпоративных целей вы можете использовать почтовые сервера хостинг-провайдеров с серверами на территории РФ, например, Timeweb — это будет практически бесплатный инструмент, если у вас на этом хостинге работает сайт или приобретен домен.
Либо это может быть более серьезная ИТ-инфраструктура на собственных серверах или облачная инфраструктура, например, Облакотека. Для усиления безопасности и стабильности потребуется отечественная лицензия на ПО почтового сервера, например, МойОфис Почта или на Astra Linux (взамен зарубежной лицензии Microsoft Exchange Server).
Если вам нужна консультация по настройке и интеграции эл. почты с CRM, вы можете обратиться к нашим специалистам.
Отечественная телефония, чаты и мессенджеры
Телефония, чаты и мессенджеры не зря объединены в одну группу — все они, как правило, входят в функционал современной IP-телефонии и вам нужно только определиться с провайдером. Для самой бюджетной связи мы можем порекомендовать провайдера Zadarma. Более функциональный вариант — это телефония UIS и коллтрекинг со сквозной аналитикой COMAGIC. Еще более функциональный и дорогой вариант это MANGO OFFICE.
Если вы уже используете телефонию в которой сервера расположены на территории РФ, то вам переход на нового провайдера не грозит. Следует только уточнить, есть ли в действующей IP-телефонии возможность использования чатов, форм обратной связи, коллтрекинга и сквозной аналитики — в будущем это вам пригодится!
Если вам нужна консультация по внедрению IP-телефонии в компании с сохранением телефонных номеров, интеграция с CRM, а также настройка коллтрекинга и сквозной аналитики, вы можете обратиться к нашим специалистам. У нас есть опыт работы с разными провайдерами и организация программно-аппаратной части телефонии, мы во всем разберемся и поможем вам использовать все возможности с минимальными затратами!
Отечественные планировщики
Календари и заметки
Один из самых распространенных и удобных инструментов по ведению календарей и заметок являются Google Календарь и Google Keep. Их распространенность, как впрочем и почты Gmail, обусловлена вхождением в пакет стандартных инструментов для операционной системы Android для смартфонов.
Вы скажете: «Google Календарь — это инструмент для личного использования!». И будете правы. Потому что даже личные календари можно привязывать к корпоративной среде на собственных клиентах по протоколам CalDAV (или iCloud для календарей в смартфонах Apple). Такая интеграция позволит вам пользоваться и личным календарем и корпоративным одновременно на любых устройствах.
В качестве отечественного аналога календаря для личного использования мы рекомендуем Яндекс.Календарь. Его же можно подключить в практически любую корпоративную систему по протоколу CalDAV. А для заметок вы можете использовать аналогичный сервис от Яндекс — Яндекс.Заметки, входящий в состав пакета Яндекс 360 для бизнеса.
В случае, если вам требуется исключительно корпоративный инструмент по работе с календарями, то идеальным вариантом станет корпоративный портал Битрикс24 — можно создать бесплатную версию Битрикс24 или купить Битрикс24 без ограничений в облачной или коробочной редакции. Кроме отличного встроенного календаря с массой настроек и возможностей, вы сможете подключить ранее созданную отечественную почту, телефонию и мессенджеры с чатами, да и вообще перенести всю свою работу в удаленный формат!
Как организовать работу с личными и корпоративными календарями, а также как внедрить календари в рабочую среду компании на базе Битрикс24, вы можете узнать у наших специалистов.
Задачи (tast tracker)
Для работы с задачами ранее вы могли использовать такие зарубежные инструменты, как задачи в календаре Google, специализированные task tracker Trello и подобные. В настоящий момент работу с задачами также целесообразно строить на отечественных инструментах.
В этом вам поможет ранее описанный корпоративный портал Битрикс24, который включает мощнейший функционал по работе с задачами, группами и даже Scrum-командами для организации гибкой методологии управления проектами Agile Scrum.
Используя задачи в Битрикс24 вы можете работать в видах: классический список (или таблица), карточки со статусами в Kanban, задачи по срокам в виде диаграммы Ганта. В задачах вы сможете создавать подзадачи и чек-листы, контролировать исполнение и затраченное время, управлять правами, настраивать автоматизацию, обсуждать рабочий процесс и многое другое.
Задачи можно выполнять индивидуально, совместно или объединять в рабочие группы. Рабочие группы могут быть доступны и для внешних пользователей, если у вас есть сотрудники на аутсорсинге или нужно задействовать в работе ваших партнеров и клиентов.
Весь вышеперечисленный функционал вы можете заказать у нас вместе с полным внедрением корпоративного портала и CRM-системы Битрикс24. Для консультации или заказа услуг по внедрению Битрикс24 и покупки лицензии Битрикс24, обратитесь к нашим специалистам.
Отечественные офисные программы
Если вы используете офисный пакет Microsoft Office для работы с текстовыми документами, таблицами и презентациями, самое простое, что можно сделать — отключить обновление, чтобы возможная блокировка на вас не отразилась. Если вы используете офис от Google, то блокировки избежать скорее всего не удастся, т. к. он работает через облачные сервера Google.
В качестве альтернативы вы можете использовать бесплатные решения с открытой лицензией, например OpenOffice. Однако это тоже зарубежный продукт и перспективы его судьбы неизвестны.
Более интересным вариантом представляется отечественная разработка МойОфис, предназначенная как для частного использования в бесплатном варианте, так и для бизнеса любого размера в платном варианте и различных конфигурациях.
Если же рассматривать офисные инструменты без отрыва от корпоративной среды и с минимальными вложениями, мы бы порекомендовали популярный корпоративный портал Битрикс24, который включает бесплатный офисный пакет по работе с документами и таблицами всех распространенных форматов. С документами можно работать одновременно с коллегами, делиться ими и синхронизировать со своим ПК.
Здесь же в вашем распоряжении окажется и облачный диск, но об этом далее. Для консультации или заказа услуг по организации работы с документами и облачным хранилищем на основе Битрикс24, обратитесь к нашим специалистам.
ВНЕДРЕНИЕ БИТРИКС24 | КОНТАКТЫ
Отечественные файловые хранилища
Чтобы работать с файлами вам необходимо их где-то хранить, конечно же речь пойдет о файловых хранилищах. Это могут быть облачные диски, диски на локальных ПК и файловые сервера.
Хранить корпоративные файлы на личных компьютерах совсем нецелесообразно, т. к. вы раздаете свои наработки и активы сотрудниками и не контролируете их распространение. А если учесть требования Федерального закона № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», то на этой идее смело можно ставить крест. Иначе вы сразу же попадаете на штрафы, если конечно вы не будете следить, чтобы на ваш ПК не попали такие данные.
Ситуация складывается лучше с собственными файловыми серверами, однако, нужно понимать, что требования № 152-ФЗ писались для крупных компаний и выполнить все требования вам никак не удастся. Останется только надеяться на лояльность проверяющих инспекторов Роскомнадзора во время проверки. Да и покупать и обслужить собственный сервер это очень дорого и муторно.
Остается единственный оптимальный вариант — облачная инфраструктура. Если вы используете в работе зарубежные облачные серверы, тот же Google Workspace (ранее — G Suite), то даже при наличии серверов на территории РФ, то все равно риск отключения под санкционным давлением остается. Здесь на помощь придут аналогичные сервисы от Яндекс — Яндекс.Диск в составе пакета Яндекс 360 для бизнеса.
Возвращаясь к формату работы в «одном окне» с файлами в том числе, отличным вариантом окажется ранее неоднократно упоминавшийся корпоративный портал Битрикс24. Вы можете купить Битрикс24 в коробочном исполнении и установить его на любой купленный вами сервер. Или купить облачный Битрикс24 в формате Saas и получить вместе с лицензией бесплатное место на диске до 1 Тб. В этом случае вам будет доступен огромнейший функционал по совместной работе с файлами, настройке прав доступа, синхронизации с ПК и другими дисками, встраивание в CRM и прочее.
Если вы используете зарубежные файловые хранилища, настоятельно рекомендуем сделать резервную копию и сохранить на локальном сервере или в облаке, размещенном на территории РФ.
Для организации серверной инфраструктуры и внедрения Битрикс24 обратитесь к нашим специалистам.
Системы для бизнеса
Отечественные системы для бизнеса в России достаточно популярны и многие из них используются по умолчанию. Самая распространенная система управления предприятием (ERP) — это 1С: Предприятие. Если вы ее используете, то у вас нет повода для беспокойства. 1С может заменить зарубежную ERP систему SAP, но это тема отдельной статьи, детально останавливаться не будем.
Также имеются аналогичные отечественные программы по управлению предприятием со встроенными системами учета и документооборота: Контур, Мое дело, Парус и т. д.
Вторая по популярности, на наш взгляд, система для бизнеса — это система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). И здесь тоже лидирует отечественный разработчик с продуктом CRM Битрикс24, работая с которым проблем также не возникнет. Если вы переживаете за сохранность ваших данных или вам нужна тесная интеграция CRM с 1С и интернет-магазином, мы рекомендуем купить коробочный Битрикс24. Если вы не желаете тратиться на собственный сервер и его администрирование — оптимально купить облачный Битрикс24.
Есть и другие отечественные CRM-системы, например, AmoCRM. Однако все они сильно уступают CRM Битрикс24 по функциональности, особенно в формате работе из «одного окна».
Если вы еще не используете CRM для взаимодействия со своими клиентами, то самое время сделать это сейчас. Заодно сможете использовать и остальные входящие в состав инструменты: календари, почта, чаты и формы обратной связи, IP-телефония и коллтрекинг, офисные документы и файловые диски, задачи и группы, учет рабочего времени, маркетинговые инструменты и аналитика. По всем вопросам вас может бесплатно проконсультировать наш специалист.
Маркетинговые инструменты
На маркетинговых инструментах следует также остановиться подробнее, потому что во время санкционных ограничений, доступные через интернет маркетинговые инструменты могут быть очень быстро заблокированы.
В зону рисков могут попасть: системы управления сайта (CMS), домены в международных зонах, облачные маркетинговые сервисы, сервисы поисковых систем, рекламные сервисы и площадки, социальные сети и многое-многое другое.
Отечественные системы управления сайтом
Если вы используете зарубежные системы управления сайтом (CMS) или конструкторы сайтов, например, Wordpress, Wix или Tilda, обязательно сделайте резервную копию и сохраните ее локально. В случае блокировки, пришедшей с очередными обновлениями, у вас будет возможность откатиться до рабочей версии и еще какое-то время потянуть, пока вы не сделаете новый сайт.
Среди отечественных платформ мы рекомендуем использовать 1С-Битрикс: Управление сайтом для создания корпоративных сайтов и интернет-магазинов. В более серьезных проектах с продажами через интернет мы рекомендуем платформу 1С-Битрикс24: Корпоративный портал, в которую может входить и интернет-магазин и CRM с единым каталогом и заказами.
Подробнее о выборе платформы и особенностях построения современных интернет-магазинов вы можете узнать отдельной статье: Обмен 1С и CRM с интернет-магазином. Если у вас есть вопросы и вам нужна консультация, обратитесь к нашим специалистам.
Отечественные домены
Для стабильной работы сайта мы всегда рекомендуем покупать несколько доменов для сайта в разных доменных зонах: .com, .ru, .рф. Такой подход защитит вас от созвучных фальшивых сайтов и позволит вам быть надежно представленными на территории России и за рубежом.
В условиях ограничений от санкций домены, находящиеся за пределами юрисдикции РФ, могут быть также заблокированы. Это домены в зонах: .com, .net, .org и другие. Настоятельно рекомендуем приобрести домены в зонах .ru и .рф, если вы еще этого не сделали. За помощью в подборе доменов вы можете обратиться к нашим специалистам.
Отечественные поисковые системы, площадки и социальные сети
При мониторинге состояния сайта только в сервисах Google (Google Аналитика, Google Search Console, Google Бизнес, Google Реклама) существует риск утратить доступ к перечисленным сервисам из-за ограничений зарубежных компаний. В этом случае мы рекомендуем также воспользоваться площадками от поисковой системы Яндекс: Яндекс.Метрика, Яндекс.Вебмастер, Яндекс.Справочник (Яндекс.Карты), Яндекс.Директ и др.
При блокировке площадок для блогеров типа YouTube или социальных сетей: Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, вы можете потерять связь со своей аудиторией и лишиться каналов лидогенерации. Защититься от подобных блокировок можно только созданием аккаунтов в альтернативных площадках и социальных сетях, зарегистрированных на территории РФ. Среди них: Яндекс.Дзен, RUTUBE, ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.
Если у вас остались какие-то вопросы, смело задавайте их нашим специалистам, мы постараемся вам помочь!