Буферы на пассажирских железнодорожных вагонах - это явление весьма необычное. И необычность его заключается в том, что никто толком не может объяснить, зачем они вообще нужны. Хотя изначально, когда их только начали использовать, они были очень даже нужны.
Вот посмотрите - это так называемая винтовая упряжь старых вагонов, и соединение здесь построено в прямом смысле на крюках:
И чтобы проушина не слетела с крюка, её нужно было всё время натягивать, потому что она работает только на растяжение. На сжатие работали механизмы по бокам, которые и называются буферами. Они выполняли и амортизирующую функцию, потому что внутри их цилиндров обычно стояли пружины, реже воздух или резиновые шайбы.
И здесь нужно отдельно пояснить, что правильное образование мн. числа звучит именно как "буферы", а не "буфера". Потому что буфера - это кое что другое.
Так вот, шло время, и эта так называемая винтовая упряжь с петельками и крючочками сменилась на автосцепку. Причём в автосцепках уже были свои демпфирующие упругие элементы, которые работали и на растяжение, и на сжатие. Но эти буферы на пассажирские вагоны всё равно ставили.
Вот полюбуйтесь - типичный вагон РЖД с автосцепкой, но при этом у него есть буферы:
Причём совершенно непонятно, зачем они вообще нужны? Так например грузовые вагоны отлично обходятся безо всяких буферов уже давным-давно, ещё со времён появления автосцепок.
На вопрос: зачем пассажирским вагонам буферы, железнодорожники честно отвечали - они не нужны. Это рудимент, от которого давно нужно было избавиться.
Хотя если почитать справочную литературу, то там очень чётенько всё расписано. Так современные автосцепные устройства полностью исключают продольные перемещения пассажирских вагонов. А это значит, что никакие буферы не нужны. Но их тем не менее продолжали ставить до последнего. И мотивировалось это тем, что якобы они гасят поперечные колебания вагонов относительно друг друга.
Причём внятно объяснить, как именно происходит это гашение никто почему-то так и не смог.
В результате даже на новых вагонах РЖД мы видим что? Правильно, буферы, вот они:
И когда в РЖД всё таки осознали, что эти буферы как бы вообще ничего не гасят, потому что их пружины работают только продольно, а поперечно - нет, то решили всё-таки от них избавиться.
Но вот ведь какая незадача: оказывается на старых вагонах эти буферы есть, а раз так, то давайте будем ставить их и на новые, чего уж там.
И поэтому можно частенько видеть, как новые вагоны цепляются к старым при формировании пассажирского состава, и между ними есть этот никому ненужный рудимент под названием буферы.
Однако когда весь пассажирский поезд состоит только из новых вагонов, то эти буферы поразительным образом исчезают. Нет, вы только полюбуйтесь на это - они вдруг осознали, что буферы не нужны:
Мы здесь замечательно видим, как два новых пассажирских вагона РЖД сцеплены, а буферов нет. Как же так? А чего же вы раньше от них не избавились, господа железнодорожники? Куда подевались все ваши поперечные колебания, которые нужно гасить?
И как говорится в таких случаях : лучше поздно, чем никогда. Приятно видеть, что благоразумие всё же восторжествовало.