Эти две картины, наверное, многие видели. Сначала художник написал картину, где папенька барышни спит, а молодой человек, пользуясь ситуацией, ведёт с барышней лирическую беседу.
Картина оскорбила пуританскую нравственность. И художник создал второй вариант. Тут отец не спит, а сидит между дочерью и молодым человеком. Всё благопристойно…
Но мне интересно другое. Как вообще этот юноша оказался в купе с чужими людьми? У него билет в это купе? Но это же вагон для богатых. Почему они не сидят в отдельных купе?
Девушка в капоре. То ли из-за прохлады, то ли из-за того, что в купе могут быть посторонние.
Можно предположить, что молодой человек пришёл в купе барышни и её отца по коридору. Вот только, во многих западных поездах того времени коридоров не было. Пассажиры заходили в свои купе с перрона.
На картине ниже видна дверь в купе. Столика у окна нет.
Когда-то я писала роман «Любовь и расчёты». Действие происходит в России в 1876 году. Главная героиня Лариса и её маменька знакомятся на перроне с богатым мужчиной, а потом общение продолжается в поезде.
Меня, разумеется, заинтересовал вопрос: были в том году такие нормальные вагоны, как мы видим в фильме «Сибирский цирюльник»?
Нормальные – то есть когда имеется коридор и закрывающиеся купе.
Ибо те вагоны, что описаны в романе «Анна Каренина»… Это какая-то коммуналка, а не первый класс.
«…Анна... устроилась в дорогу… Больная дама укладывалась уже спать. Две другие дамы заговаривали с ней, и толстая старуха укутывала ноги и выражала замечания о топке. Анна... попросила Аннушку достать фонарик, прицепила его к ручке кресла и взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман».
Я начала изучать эту тему. И запуталась в ней. Экранизации «Анны Карениной» (кадры «в вагоне») мало помогли.
Общие выводы такие…
1. Во второй половине 19 века существовало большое разнообразие вагонов первого класса. Их делали «кто на что горазд».
2. Вагоны с отдельным входом в каждое купе появились в России в 1860-х, но не прижились. Причина – проблема с отоплением зимой.
То есть в вагонах российских поездов был необходим коридор. Вагоны топили, служащие приносили в купе ящики с углями для дополнительного обогрева купе изнутри.
3. Спали в одежде, как правило, сидя, так как перегородки между «креслами» не давали возможности прилечь.
4. Вопрос о том, в каком конкретно году появились такие цивильные вагоны, как в «Сибирском цирюльнике», увы, остаётся открытым. Как и вопрос с туалетами.
Вот что я нашла на одном сайте. Это – схемы устройства вагонов (разрез и вид сверху). Речь идёт именно о России 1870-х.
На первой – вагон с раскладными креслами.
На второй – вагон с купе и салоном.
Что такое салон? Надо полагать, это – общая комната, где пассажиры из разных купе могли встретиться, перекурить и поговорить.
Найдя эту картинку, я выдохнула. Наконец-то адекватный вагон!
Мои героини ехали в таком. А могли бы купить билеты в «дамский» – такие вагоны тоже существовали. Как и «мужские»… наверное!
Если у кого-то есть полезные сведения о российских вагонах 19 века, пожалуйста, пишите в комментариях.
Только не давайте мне ссылки на разные огромные статьи. Я их знаю, читала, толку – совсем мало.
Ещё один поезд, похожий на современную электричку повышенной комфортности. Кажется, это тоже первый класс (почему-то).
Как причёсывались дамы на закате «Прекрасной эпохи» (1909 – 1914 годы).
#изобразительное искусство #история #история россии #интересные факты #наука