Найти тему
Модная лавка 19 века

«Путешествие первым классом с посторонними в твоём купе»… Теряюсь и не знаю, что думать

Эти две картины, наверное, многие видели. Сначала художник написал картину, где папенька барышни спит, а молодой человек, пользуясь ситуацией, ведёт с барышней лирическую беседу.

Абрахам Соломон.  Первый класс. Встреча и любовь с первой встречи, 1854 год.
Абрахам Соломон. Первый класс. Встреча и любовь с первой встречи, 1854 год.

Картина оскорбила пуританскую нравственность. И художник создал второй вариант. Тут отец не спит, а сидит между дочерью и молодым человеком. Всё благопристойно…

Но мне интересно другое. Как вообще этот юноша оказался в купе с чужими людьми? У него билет в это купе? Но это же вагон для богатых. Почему они не сидят в отдельных купе?

Девушка в капоре. То ли из-за прохлады, то ли из-за того, что в купе могут быть посторонние.

Абрахам Соломон 1824 - 1862 Первый класс путешествия, 1854 год.
Абрахам Соломон 1824 - 1862 Первый класс путешествия, 1854 год.

Можно предположить, что молодой человек пришёл в купе барышни и её отца по коридору. Вот только, во многих западных поездах того времени коридоров не было. Пассажиры заходили в свои купе с перрона.

На картине ниже видна дверь в купе. Столика у окна нет.

Рикардо Лопес Кабрера  Новобрачные в поезде, около 1890 года.
Рикардо Лопес Кабрера Новобрачные в поезде, около 1890 года.

Когда-то я писала роман «Любовь и расчёты». Действие происходит в России в 1876 году. Главная героиня Лариса и её маменька знакомятся на перроне с богатым мужчиной, а потом общение продолжается в поезде.

Меня, разумеется, заинтересовал вопрос: были в том году такие нормальные вагоны, как мы видим в фильме «Сибирский цирюльник»?

Нормальные – то есть когда имеется коридор и закрывающиеся купе.

Ибо те вагоны, что описаны в романе «Анна Каренина»… Это какая-то коммуналка, а не первый класс.

«…Анна... устроилась в дорогу… Больная дама укладывалась уже спать. Две другие дамы заговаривали с ней, и толстая старуха укутывала ноги и выражала замечания о топке. Анна... попросила Аннушку достать фонарик, прицепила его к ручке кресла и взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман».

Абрахам Соломон. Вагон второго класса. 1854 год.
Абрахам Соломон. Вагон второго класса. 1854 год.

Я начала изучать эту тему. И запуталась в ней. Экранизации «Анны Карениной» (кадры «в вагоне») мало помогли.

Общие выводы такие…

1. Во второй половине 19 века существовало большое разнообразие вагонов первого класса. Их делали «кто на что горазд».

2. Вагоны с отдельным входом в каждое купе появились в России в 1860-х, но не прижились. Причина – проблема с отоплением зимой.

То есть в вагонах российских поездов был необходим коридор. Вагоны топили, служащие приносили в купе ящики с углями для дополнительного обогрева купе изнутри.

3. Спали в одежде, как правило, сидя, так как перегородки между «креслами» не давали возможности прилечь.

4. Вопрос о том, в каком конкретно году появились такие цивильные вагоны, как в «Сибирском цирюльнике», увы, остаётся открытым. Как и вопрос с туалетами.

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Вагон первого класса, 1885 год.
Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Вагон первого класса, 1885 год.

Вот что я нашла на одном сайте. Это – схемы устройства вагонов (разрез и вид сверху). Речь идёт именно о России 1870-х.

На первой – вагон с раскладными креслами.

вагон 1 класса с креслами.
вагон 1 класса с креслами.

На второй – вагон с купе и салоном.

Что такое салон? Надо полагать, это – общая комната, где пассажиры из разных купе могли встретиться, перекурить и поговорить.

Найдя эту картинку, я выдохнула. Наконец-то адекватный вагон!

Мои героини ехали в таком. А могли бы купить билеты в «дамский» – такие вагоны тоже существовали. Как и «мужские»… наверное!

Вагон 1 класса с салоном. 1870-е.
Вагон 1 класса с салоном. 1870-е.

Если у кого-то есть полезные сведения о российских вагонах 19 века, пожалуйста, пишите в комментариях.

Только не давайте мне ссылки на разные огромные статьи. Я их знаю, читала, толку – совсем мало.

Кадр из фильма «Анна Каренина», 2012 год, Великобритания. Вагон первого класса, считавшийся в Европе шикарным. По мне - это комфортабельная электричка.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 2012 год, Великобритания. Вагон первого класса, считавшийся в Европе шикарным. По мне - это комфортабельная электричка.

«Анна Каренина» с Кирой Найтли. Пусть меня считают отсталой, но не могу воспринимать данное шоу всерьёз.

Ещё один поезд, похожий на современную электричку повышенной комфортности. Кажется, это тоже первый класс (почему-то).

Adolph von Menzel. "Прогулка на поезде", 1892 год.
Adolph von Menzel. "Прогулка на поезде", 1892 год.

Как причёсывались дамы на закате «Прекрасной эпохи» (1909 – 1914 годы).

#изобразительное искусство #история #история россии #интересные факты #наука