Найти тему
Кирилл Максимов

Иностранцы плакали, вспоминая Ту-104. Мнение в Европе о советском самолёте.

Ту-104 - детище советского авиапрома и чуть ли не самый первый в мире пассажирский, массовый раеактивный самолёт. Многие жители Восточного блока помнят этот знакомый силуэт, а мы постоянно видим его, подъезжая к аэропорту Внуково. А вот что думают о нём иностранцы.

Иностранцы плакали, вспоминая Ту-104. Мнение в Европе о советском самолёте.
Иностранцы плакали, вспоминая Ту-104. Мнение в Европе о советском самолёте.

Комментарий 1

Кажется, мой отец летал на одном из них, когда мы жили в Индии в конце 1950-х. У меня есть выцветшая фотография, которую он сделал в аэропорту. Я всегда считал Ту-104 военным самолетом из-за иллюминаторов бомбардировщика. Я отправил копию фотографии в музей Даксфорда, в Великобритании, и они легко его идентифицировали. У него были довольно серьезные конструктивные недостатки, и у него были неприятные особенности, требующие посадки на высокой скорости, чтобы избежать сваливания. Как и все ранние разработки реактивных самолетов, мы учились на неудачах. Поэтому спасибо СССР за этот прекрасный самолёт.

Комментарий 2

Насколько я понимаю, четырехмоторный Ту-104 был построен в попытке приблизиться к западному рынку, который в те дни (середина 1950-х) требовал более двух реактивных двигателей для маршрутов средней/дальней протяженности. Кто-нибудь знает об этом?

Я летал на Ту-104 Аэрофлота между Москвой и Ленинградом, на Новый 1967 год. Он имел компоновку салона 3+3, что вскупе давало 80+ мест. Тяжелые, кованые, окрашенные в серый цвет стальные кольца вокруг круглых иллюминаторов салона — это воспоминание, как и не очень стройная стюардесса, которая угощала пассажиров конфетами с подноса перед взлётом и приземлением в Ленинград.

Комментарий 3

Воспоминания о Ту-104 несколько туманны, так как я тогда еще был детсадовцем. Каждый раз, когда я и другие мальчишки видели над собой самолет, тянущий за собой уплотненные полосы, показывали на небо и кричали: Tu száznégyes! или Ту-104. Волшебные слова, такие как «sugárhajtású» (что по-английски означает «реактивный двигатель»), благоговейно и задумчиво слетали с моего языка, особенно если учесть, что я не имел ни малейшего представления о том, что означают эти слова. Тем не менее, это были времена, когда даже детсадовцы искренне радовались новым самолетам или ракетам, летящим в космос, таким как «Восток-1».

Комментарий 4

Туполев Ту-104 должен был столкнуться с другими проблемами, отличными от Кометы де Хэвилленда. Будучи реактивным двигателем, он столкнулся с такми проблемами, как бОльшая скорость посадки, нежели, чем у его поршневых аналогов.

Следовательно нужна была длинная ВПП для взлета. Так как в 50-е не было систем реверсивной тяги (механизм, который есть у современных реактивных самолетов и позволяющий им быстро тормозить) на Ту-104 использовались парашюты. Другой проблемой была подготовка экипажа, хотя часто на нём работали бывшие военные лётчики Ту-16. К сожалению, его старший брат и улучшенная версия Ту-124 страдали от сваливания, вызванного турбулентностью, что приводило к авариям. Но с моей точки зрения по ту сторону Атлантики великолепные авиалайнеры строились, есть и будут строиться для тех, кто любит авиацию.

Комментарий 5

По иронии судьбы структурная проблема «Кометы», которую довольно легко исправить, полностью убила ее как авиалайнер, в то время как Ту-104 продержался довольно долго, забрав около 1000 человек. Но на Западе B707 и DC8 оттеснили всех остальных в сторону, так как были коммерчески успешнее.

Заключение.

Для многих людей Ту-104 стал далёкой и романтической мечтой, бесконечным стремлением взмыть в небо. Для них Тушка самый настоящий результат, как Восток-1 или Буран. Приятно, что к этому самолёту относятся с таким трепетом.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Инстаграм и Телеграм. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.

#самолёты #транспорт #авиация #полёты #аэропорты #ссср #туполев #ту-104