Найти тему
Жизнь советского человека

Советские асы очень ценили этот самолёт. Но почему он «не прижился» у союзников?

Оглавление

Поставки американского самолёта «Аэрокобра» начались на советско-германский фронт с 1942 года. Среди наших асов лётного дела машина легко прижилась, поскольку была лёгкой в управлении, маневренной и отлично вооружённой, имела хорошие лётные качества на малых и средних высотах.

Особенности самолёта

Особое внимание конструктор самолёта уделил установке мощной авиапушки М-4 калибром в 37 мм. И фактически создал всю конструкцию истребителя для её удобного использования. Для этого двигатель был перенесён в среднюю часть фюзеляжа, а М-4 установлена впереди, чётко по оси самолёта.

Авиамотор на 12 цилиндров обеспечивал тягу пропеллера через трёхметровый карданный вал, который протянулся под ногами пилота. Удивляло и радовало то, что во время полёта кабина «Аэрокобры» не нагревалась и давала возможность лётчику чувствовать себя комфортно. В советских самолётах в летнее время пилоты находились «как в печке» от сильно нагревающегося мотора, установленного впереди. При этом нужно было ещё вести бой и самому уворачиваться от противника. Поэтому разница оказывалась ощутимой.

Наши асы оценили быстроту отклика самолёта на действия лётчика и отличный обзор из кабины. Для попадания в кабину имелась автомобильная дверь. Трёхстоечное шасси позволяло взлетать с любого аэродрома.

Но имелись и серьёзные недостатки, которые для неопытного пилота могли стать фатальными. Когда снаряды подходили к концу, центровка воздушной машины начинала «уходить» назад и самолёт мог неожиданно уйти в плоский штопор. Выйти из него удавалось не всегда.
Александр Покрышкин и его "Аэрокобра"
Александр Покрышкин и его "Аэрокобра"

За особенную чувствительность к управлению пилоты США, Франции и Англии забраковали «Аэрокобру», как опасно неуправляемый самолёт и решили передать её Советскому Союзу. А наши лётчики к самолёту «присмотрелись» и высоко оценили его «бойцовые качества».

Возможности в бою

Мощная пушка содержала только тридцать снарядов. Зато каждый из них при попадании сразу «бил» истребитель и с двух ударов – бомбардировщик. Удалось даже «осадить» полностью уверенные в своей неуязвимости «Фокке-Вульфы-190». Раньше они предпочитали лобовую атаку, будучи полностью уверенными в своей неуязвимости. Но от «Аэрокобры» в руках советских асов сразу стали получать неприятные сюрпризы. Чтобы ещё уменьшить вес и увеличить маневренность истребителя, советские асы временами снимали пулемёты из-под крыльев. Тогда он становился необычайно «вёртким» и почти неуязвимым для врага.

В 1943 году такие самолёты получил через Иран 16-й гвардейский авиаполк. В первый же вылет на новой машине Александр Покрышкин сбил «Мессер», на следующий день ещё 2 самолёта. Ещё один ас авиации, Григорий Речкалов, за две недели боёв сбил 19 вражеских воздушных машин. У Николая Гулаева при боях на «Аэрокобре» на счету 5 лично сбитых самолётов только за один вылет.

Важно заметить, что не возможности американских конструкторов, а именно профессионализм советских лётчиков позволял настолько успешно воевать на достаточно «капризной» технике. В частности, непревзойдённый ас авиации Иван Кожедуб летал только на советских самолётах, но сбивал врага ещё успешнее.

Всё-таки приземлился
Всё-таки приземлился

В любом бою советских лётчиков радовала живучесть «Аэрокобры». На этом самолёте наши асы уверенно шли в бой даже на превосходящего силами противника. Случалось, что с самолёта отрывало куски обшивки или фюзеляж не единожды «прошивали» из пулемёта, но наши асы не только благополучно выходили из боя, но и дотягивали до своего аэродрома. Можно сказать, что союзники, избавившись от «неудобного» им самолёта, оказали нашим выдающимся лётчикам хорошую услугу.

Из двадцати семи дважды Героев Советского Союза, 11 лётчиков воевали именно на этом самолёте. В умелых руках советских лётчиков-истребителей «Аэрокобры» становились действительно грозным оружием.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.