Найти тему
Центр Развития Мозга

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Из описанного ранее становится понятно, что нарушение поведения ребенка вызывает ранний и длительный стресс. В случае наследственного фактора стресс копится на генетическом уровне из поколения к поколению, в случае же социального фактора ребенок начинает испытывать стресс вместе с матерью еще внутриутробно и на протяжении длительного времени. Что и является процессом дезадаптации.

Что такое стресс? И возможно ли смягчить его влияние?

Впервые этот термин ввел физиолог Уолтер Кеннон в 1920 году. В 1930-х годах исследовал воздействие стресса на организм эндокринолог Ганс Селье.

Стресс- состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. Понятие стресс подразумевает ситуацию вызывающую потребность в адаптации организма.

Получается, что организм ребенка только формируясь,в случае если мама испытывает стресс, так же испытывает вредное воздействие и просто не может адаптироваться к внешнему миру или, еще можно сказать, адаптируется к постоянно меняющемуся миру, что приводит к «хаосу» в работе ЦНС.

Также, Ганс Селье ввел понятие Дистресс, когда мы говорим стресс имеем ввиду это состояние, отрицательно влияющее на организм человека. Дистресс развивается в 3 этапа:

· Тревога как реакция тела на раздражители с участием гормонов адреналина и норадреналина.

· Адаптация- трата адаптационных резервов ЦНС.

· Истощение ЦНС, при длительном воздействии высокий риск возникновения серьезных заболеваний.

Что такое адаптация?

Адаптация (лат. Adapto «приспособляю»)-приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. То есть внешние условия очень важный фактор, так как стресс идет именно от внешних условий.

Пример, несколько лет назад ко мне на прием пришла мама с дочерью Мариной, ей психиатрпоставил диагноз СДВГ. В анамнезе не прослеживалсянаследственный фактор, но социальный был ярко выражен. Мама во время беременности и после рождения дочери испытывала сильный стресс, связанный с отношениями в семье с мужем и постоянными переездами по его работе в другие города (от Владивостока до Москвы).

Семья жила буквально на чемоданах еще какое-то время после рождения ребенка, не было постоянного места жительства. В результате был нарушен процесс естественного взаимодействия мамы и ребенка вплоть до биоритмов. Мама жаловалась на то, что у дочки нет постоянного времени сна, бодрствования, приема пищи, что все в жизни семьи происходит спонтанно. И это она поняла, только когда родился второй ребенок, который не пережил таких стрессов, и все делал по времени.

У Марины же были большие проблемы с посещением детского сада, кружков, секцийей не подходило ни чего, она вела себя импульсивно и спонтанно. Она убегала из детского сада, уходила с занятий, или не могла собраться, могла лечь спать на занятии или требовать еду и не есть, когда все ели. При этом у нее не было задержки психического или речевого развития, умственное развитие даже опережало возрастную норму.

Для коррекции таких детей нужен комплексный подход, нужно посетить невролога, психиатра, психолога, но самая главная помощь ребенку может быть оказана дома, родителями и близкими.

Первое что нужно сделать в таком случае — это установить четкий режим дня максимально приближенный к природным биоритмам и возрасту ребенка.

1. Важно соблюдать и повторять определенную последовательность действий. Подъем в одно и то же время, вечерний отбой так же не позднее 22 часов, на сон определенное количество часов, прием пищи по расписанию, прогулки и занятия по расписанию. Это все должно соблюдаться каждый день без выходных и каникул. Никаких внеплановых поездок, приема гостей и так далее, все это нужно отложить минимум на несколько месяцев, пока не установится свой собственный биоритм у ребенка, и вводить понемногу и очень дозировано, соблюдая общие моменты сна и приема пищи.

2. Правильное и сбалансированное питание. Соблюдение определенной диеты если этого требуется по состоянию здоровья или медицинским показаниям.

3. Регулярные физические упражнения (ОФП), развитие дыхательной системы, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры на улице, занятия танцами, плаваньем.

4. Релаксация как вариант отдыха ЦНС и восстановления сил организма.

Если Вы заметили признаки в поведении Вашего ребенка, похожие на симптомы СДВГ и или если вам уже поставили такой диагноз, то можете самостоятельно начать оказывать помощь ребенку через профилактические мероприятия, описанные выше.

Профилактика в психиатрии еще называется психогигиеной и является одним из самых доступных и действенных методов помощи при нервных и психических заболеваниях, которые родители могут использовать в домашних условиях.

Во времена СССР психогигиене придавалось огромное значение. Профилактические мероприятия включались в программы детских садов и школ, и были разработаны известными физиологами и психологами, педагогами: Павловым И. П., Лурия А. Р., Выготским Л. С., Леонтьевым А. Н., и многими другими. Времена меняются, но родители могут следовать самостоятельно этим правилам и начинать помогать своему ребенку дома.

В следующей статье мы поговорим развивающих играх для детей с СДВГ

Предыдущая статья по теме:

Виды СДВГ

Задавайте вопросы в комментариях.

Автор статьи:

Сережина Наталья Николаевна, нейропсихолог

https://spb.neurotrainings.ru/

Список используемой литературы

Р. Сапольски «Психология стресса».

Г.Б. Монина, Н.В. Раннала тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».

Е.М. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребенку».

-2