Найти в Дзене
Zali Lukozh

Сокровища Фаберже

Таинственная история сокровищ Дома Фаберже началась в начале прошлого века, когда революция разметала по свету всех представителей известного ювелирного рода. На последней фотографии Карла Фаберже, из кармана его парадного пиджака выглядывает платок, завязанный узелком. Это Знак? А может, подсказка? Обычно, так делают, что бы сделать «насечку» в памяти и не забыть что-то очень важное. Возможно, таким простым, казалось бы, на первый взгляд, способом, он хотел напомнить потомкам о кладах? А может и вообще давал прямую подсказку?

Знаменитый ювелир Карл Фаберже и его произведения | Фото: liveinternet.ru
Знаменитый ювелир Карл Фаберже и его произведения | Фото: liveinternet.ru

Не исключено, ведь Карл Густавович с фальшивым дипломатическим паспортом бежал в Великобританию. И в руках у него был один саквояж с личными вещами и ни одной драгоценности на память о своей же уникальной работе. Следовательно, наследство в виде спрятанного клада осталось в России и ожидало хозяев?!

Надо сказать, что предположение о брошенных в большевицкой России сокровищах оказалось правдой и, спустя годы, тайные захоронки с ювелирными изделиями находили и до сих пор находят находят в двух российских столицах и даже, в европейский городах.

Так кто же он Карл Густавович Фаберже, и откуда пришел? Давайте разберемся.

Карл Фаберже в молодости. (фото из интернета)
Карл Фаберже в молодости. (фото из интернета)

30 мая 1846 г., в Санкт-Петербурге, в семье ювелира, родился Петер Карл Фаберже. Его предки - убежденные гугеноты, во времена противостояния протестантов и католиков, покинули Францию при короле -солнце - Людовике XIV. За несколько лет до рождения Карла, Густав Фаберже, ювелирных дел мастер, основал в Санкт-Петербурге фирму.

Уже с 14-ти лет юный Карл много путешествовал по Европе. Он обучался в Германии, в столице ювелирных дел мастеров — Дрездене. Ему повезло окончить колледж в Париже и пройти обучение в Лувре и Версале. Он был жадным до знаний и стремился познать тонкости ювелирного искусства как венецианских и саксонских камнерезов, так и французских эмальеров. Ему даже довелось освоить некоторые азы ювелирного дела у известного в те годы франкфуртского мастера Джозефа Фридмана.

В 1865 году Карл Фаберже возвращается в Россию, в Санкт-Петербург, и женится на прекрасной дочери придворного краснодеревщика - Августе Якобс. Богдан Якобс, отец Августы, имел Рижские корни и был потомком знатного шведского рода. (Прим.: В жены мужчины рода Фаберже брали в основном рижанок). Августа родила ему четырех сыновей – Евгения, Агафона, Александра и Николая. Все дони пошли по стопам отца и впоследствии присоединились к фирме.

Карл Фаберже и его жена Августа | Фото: sovsekretno.ru и biography-life.ru
Карл Фаберже и его жена Августа | Фото: sovsekretno.ru и biography-life.ru

Талант юного Карла был столь незауряден, а сам он настолько самодостаточен, что в 1870 году (в 24 года!) он берет фирму отца в свои руки. Фаберже-младший сразу же переводит ее в просторное помещение на Большой Морской улице и начинает претворять свои задумки в жизнь. Следуя своим нововведениям, Карл Фаберже переключается с модных, но тяжелых и дорогих ювелирных украшений на изделия, в которых красота и изящество заняли первое место оценки, отодвинув на второй план стоимость материала. Именно Карл Фаберже «открыл» новую нишу в потребностях покупателей — инкрустированный рубинами портсигар, яшмовая ручка, золоченные звонки и даже рамки для фотографий!

К 1882 году, когда на Всероссийской Художественно-Промышленной Выставке в Москве, изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны, Карл Густовович Фаберже уже был достаточно известен.

Надо сказать, что император Александр III очень любил свою жену, а она любила – роскошные ювелирные изделия. Царь часто баловал супругу одаривая ее изысканными подарками. Спустя некоторое время после выставки, Карл Фаберже был вызван во дворец, где и получил свой «имперский» заказ. Ему доверили «сотворить чудо» к Великой Пасхе - придумать и воплотить необыкновенной красоты яйцо.

Сам император Александр порекомендовал ювелирных дел мастеру в качестве образца для подражания — яйцо из слоновой кости с золотой курочкой внутри — из датской королевской сокровищницы замка Розенборг. (Прим.: царица Мария Федоровна была родом из Дании). Так появилось яйцо «Курочка» - самое простое, как может показаться на первый взгляд, из всех императорских яиц. Эмалированное белое яйцо небольшого размера, по середке которого проходила золотая полоса. Именно по ее уровню яйцо и открывалось, являя присутствующим свой секрет. Внутри пасхального чуда находился желток из матового золота и золотая курочка, ну а на ней — миниатюрная корона из кроваво-красного рубина.

Пасхальное яйцо "Курочка". Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже. © Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. (фото из интернета)
Пасхальное яйцо "Курочка". Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже. © Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. (фото из интернета)

Ожидания императорской четы настолько оправдались, что Александр Третий не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. И даже более. Дороже щедрой оказалось звание, дарованные благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так и не иначе с этих пор называли Карла Густавовича Фаберже. Ну, а дальше пошло мировое признание его уникального таланта: «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона».

Императрица Мария Федоровна поручила Карлу Густавовичу каждую Пасху «сотворять» подобные чудеса. (Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них императорские).

Десятый по счету подарок, ставший последним, который Александр Третий успел преподнести любимой супруге на Пасху 1894 (Прим.: незадолго до своей смерти), был сделан из агата, считавшегося издревле мистическим камнем загадок. К сожалению, сюрприз яйца, сделанного из уникального минерала, давно утерян. Учеными высказывается предположение, что это было яйцо «Воскресение Христово».

Надо признать, что яйца Фаберже настолько уникальны, что их цена растет с каждым годом и в разы превышает их реальную стоимость. И даже тот факт, что они сделаны не только из драгоценных камней, но и металлов, лишь повышает их оценку.

 Серия пасхальных яиц создавалась с 1885 по 1917 год. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются как минимум 50. Фото: Лилия Витоль/pinterest.com (фото из интернета)
Серия пасхальных яиц создавалась с 1885 по 1917 год. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются как минимум 50. Фото: Лилия Витоль/pinterest.com (фото из интернета)

В ювелирном доме Фаберже работали такие искусные мастера как Михаил Перхин, Август Хольстр, Генрик Вигстр, Эрик Колин. Надо признать, что благодаря им, впоследствии, изделия ювелирного дома Фаберже славились на всю Европу.

Фирма Фаберже изготовляла в больших количествах миниатюрные кулоны в виде пасхальных яиц, всевозможные коробочки, небольшие украшения, драгоценные портсигары, необычно оформленные часы и прочие предметы. Все изделия объединяло одно - удивительное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней. Таких как изумруды, сапфиры, рубины и бриллианты. Эти камни соперничали в красоте с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, мастерами Дома Фаберже использовалась эмаль, в изготовлении которых они особенно преуспели.

Встречались среди изделий Фаберже и странные предметы, которые по незнанию, можно назвать «шуткой Гения». Одной из таких шуток был знаменитый «Натюрморт». В 1905 году Карл Густавович Фаберже эпатировал публику «Джентльменским набором». Он представлял собой яичницу, небрежно брошенную прямо на стол, стоящий на сером камне. Рядом с яичницей стоял обычный граненый стакан, а в нем – недопитая водка. Помимо это, на столе лежала килька и недокуренная папироса. Обычная, казалось бы, картинка, да? Но сделана-то она была из драгоценных и полудрагоценных материалов! Белок яйца – из белого камня, желток – из янтаря, стакан и водка - из горного хрусталя. Ну, а все остальное — из серебра.

«Пролетарский завтрак» создан в мастерской Карла Фаберже в 1905 году. Оценочная стоимость - 1 100 000 долларов. (фото из интернета)
«Пролетарский завтрак» создан в мастерской Карла Фаберже в 1905 году. Оценочная стоимость - 1 100 000 долларов. (фото из интернета)

Император Николай Второй, после смерти отца, Александра Третьего, решил продолжить пасхальную традицию с небольшим дополнением. Карл Фаберже должен был делать не по одному пасхальному яйцу в год, а по два. Одно предназначалось матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне, а второе жене - новой императрице Александре Федоровне.

Николай Второй с большой нежностью относился к своей супруге и старался окружить ее роскошью. Поэтому, первый пасхальный подарок представлял собой настоящее признание в любви. «Яйцо с бутоном розы» - яйцо с золотой скорлупой, покрытой прозрачной эмалью и украшенной стрелами Амура. – стало символом нерасторжимости их брачных уз. Бутон желтой чайной розы — Знак Любви и Сюрприз пасхального яйца. Внутри цветочного бутона пряталась ныне утраченная миниатюрная копия бриллиантовой короны, которая годом позже увенчает голову императрицы во время коронации.

Коронация Николая Второго стала важным событием в истории династии Романовых. Поэтому Карл Фаберже посвящает этому событию яйцо - «Коронационное». Оно тоже было подарено императором любимой супруге — Александре Федоровне. «Коронационное» яйцо — самое знаменитое и самое дорогое. Драгоценная скорлупа яйца покрыта золоченной эмалевой сеточкой и напоминает златотканую парчовую мантию. Именно в такую были облачены Николай Второй и Александра Федоровна во время коронации. Внутри яйца прячется карета, выполненная из рубинов, алмазов и горного хрусталя.

Все планы на будущее, лелеемые Карлом Фаберже, неожиданно рухнули в 1917 году. Октябрьская революция без жалости смела все на своем пути и Дом Фаберже не стал исключением. Упустить такой лакомый кусок большевики не могли. В те годы мастерская Фаберже ежегодно выпускала более 150 000 редких изделий. А в Петроградском доме Ювелира Его Императорского Величества скопилось драгоценностей на сумму более чем на 7 млн. рублей.

В 1980 году, в Москве при ремонте дома на Пречистенке, в котором с 1912 года жил третий сын Карла Фаберже, Александр, рабочие наткнулись на тайник, устроенный между крышей и перекрытиями. Александр Фаберже поселил у себя давних друзей – художников, входивших в объединение «Бубновый валет». В 20-х годах, когда семья Фаберже эмигрировала, художники говорили, что перед тем как покинуть Россию Александр спрятал в своей квартире драгоценности. Тогда, поиски по горячим следам не увенчались успехом. Клад был найден лишь в 80-х годах, когда в квартире производился капитальный ремонт. Сейф с дорогими украшениями был найден рабочими, которые сообщили о своей «находке» в Ленинский райисполком, получив за это положенные 25 процентов.

Осенью 1918 года, когда грянула революция, Карлу Густавовичу Фаберже пришлось в экстренном порядке покинуть Петроград. Он опасался ареста, поэтому, под видом курьера одного из иностранных посольств, уехал в любимую Ригу. Вскоре после этого, словно преследуя его, Советская Россия вторглась в Латвию. Карл Густавович вынужден бежать еще дальше на Запад — в Германию. Бунт и революция, казалось, преследовали его — В Берлине начались беспорядки. И Фаберже вновь приходится собирать чемоданы и перебираться во Франкфурт-на-Майне, затем пути привели его в Хомбург и Висбаден, где он наконец-то нашел приют.

Карл Густавович до конца жизни так и не смог оправиться от потрясения. Он был убежден, прежняя Россия умерла и ей больше никогда не суждено стать великой державой. Во время суетного бега из страны в страну он частенько повторял: «Жизни больше нет», и не оттого, что был разорен. Ведь деньги - дело наживное. К тому же, очень скоро он и его сыновья открыли филиалы Дома во Франции и Англии и жили вполне безбедно. В мае 1920 года у Карла Густавовича сдало здоровье. Когда же оно несколько улучшилось, семья, по совету друзей, перевезла Карла Густавовича в окрестности Женевского озера, славившегося своим здоровым климатом и целебными водами.

Утром 24 сентября 1920 года, выкурив незадолго до смерти пол-сигары, Карл Густавович Фаберже умер. Случилось это в Швейцарии, в городе Лозанна. Похоронен был на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Но и после смерти Карла Фаберже, его произведения продолжали жить, каждая, своей жизнью. Удивительной, неповторимой.

Революционеры, дорвавшиеся до власти, начали борьбу с «буржуазными ценностями». Нетрезвые рабочие и крестьяне разрушали стены домов в поисках «буржуинских богатств». По закону, из найденных ценностей они могли взять лишь пять процентов от найденного клада. Остальное же продавали за бесценок хитрым коллекционерам из Европы и Америки.

Как вспоминала американская миллионерша Марджори Меривезер Пост, собравшая в Вашингтоне популярный музей русского антиквариата: «Склады (большевиков) были забиты антиквариатом сверху донизу, который продавали на вес, как яблоки. На одну чашу весов клали предметы, на другую – гири. А уникальные яйца Фаберже можно было приобрести за 400 долларов.»

Еще один «клад» Фаберже был найден в 1990 году в Москве при реконструкции дома № 13 на улице Солянка. Тайник, устроенный в перекрытиях между этажами, был обнаружен рабочими случайно. В тайнике были найдены золотые и платиновые украшения с бриллиантами, жемчугом и сапфирами (броши, серьги, кольца, кулоны, булавка для галстука). Согласно некоторым источникам, драгоценности клада были оценены в 300 тысяч рублей.

Известный американский бизнесмен Арманд Хаммер, был крупным скупщиком изделий известного ювелирного дома. Как типичный представитель американского успешного бизнесмена, он любил рисковать, а соответственно и выигрывать. Он одним из первых американцев, в 20-е годы прошлого столетия, начал сотрудничать с советской властью и даже открыл в СССР завод по производству карандашей. Украшения Дома Фаберже, выкупленные им у большевиков, Арманд Хаммер с большой выгодой для себя, перепродавал в Америке.

А еще, Дом Фаберже славился тем, что его ювелирные украшения носила балерина дома Романовых Матильда Кшесинская. Украшения были аксессуарами сценического костюма к гремевшему успехом накануне революции балету «Дочь Фараона». Матильда, сбегая в Венецию из измученной политическими распрями России, сдала все драгоценности на хранение в «Казенную Ссудную», надеясь, что вернется за ними. Но ее надеждам не суждено было сбыться. Всё ее имущество было конфисковано, а ювелирные украшения производства Фаберже - навсегда утеряны.

фото из интернета
фото из интернета

Постепенно большевики поняли, как глупо «разбазарили казенное добро». И тогда сбыт антиквариата продолжился уже цивилизованным путем - на европейских аукционах.

В марте 1934 года яйцо "Курочка" было продано на аукционе Christie`s за £85 его купил лорд Гранчестер.

Среди именитых миллионеров Европы и Америки тотчас же начались дворянские соревнования: кто больше соберет предметов Дома Фаберже. Необычайно престижным считалось стать хозяином хотя бы одного ювелирного пасхального яйца, изготовленного для семьи Романовых.

Как ни странно, самым удачливым коллекционером Фаберже стал американец Малкольм Форбс. В его коллекции насчитывалось 15 яиц. Форбс коллекционировал также предметы быта и ювелирные украшения фирмы Фаберже. Известный медиамагнат и ярый антикоммунист, он собрал уникальнейшую коллекцию. Но, как обычно бывает, внуки-правнуки не оценили своего труд деда и, спустя годы, решили продать ее. Найти покупателей на всю экспозицию долго не удавалось. Тогда, не раскрывая причин, наследники решили распродать коллекцию по частям. Уникальное собрание чуть снова не «убежало» на черный рынок или по частным коллекциям современных нуворишей. Но покупатель все-таки нашелся!

Коллекцию Малкольма Форбса выкупил Виктор Вексельберг, основатель культурного фонда «Связь времен». Коллекция была выставлена в 2013 году как экспозиция «Музея Фаберже». Так предметы ювелирного искусства снова вернулись в Петербург. Стоила покупка около 100 миллионов долларов.

За неполную сотню лет, бренд Фаберже перепродавался несколько раз и переходил из рук в руки. Громкое имя Фаберже, тесно связанное с домом Романовых, использовалось компаниями по производству средств для чистки туалета, шампуня и одеколона. В 2007 году его выкупила компания Pallinghurst Resources. Ее глава решил вернуть бренду Фаберже былую славу и возобновил выпуск ювелирных изделий. Пару лет спустя, стараниями внучек Петера Фаберже - Сары и Татьяны, мир впервые, с 1917 года, увидел новые украшения. Этим изделиям очень далеко до тех, что изготавливали в мастерской их великого, не побоимся этого слова, прадеда — Карла Фаберже. Но тем не менее, сегодня можно купить украшения от этой марки по ценам от $ 8000 до $ 600 000.

Как видно, после октябрьского переворота судьба изделий Дома Фаберже напоминает детективный роман. До сих пор местонахождение многих драгоценностей не известно. Но иногда на аукционах Сотбис (Sotheby's) или Кристис (Christies) появляется загадочный, неизвестно откуда взявшийся топ-лот, предлагающий изысканное творение Дома Фаберже, которое эксперты считали давно исчезнувшим.

И все-таки, самые ценные сокровища Дома Фаберже, стоящие на первом месте у кладоискателей, это таинственно утерянные пасхальные яйца императорского двора. "Херувим и колесница", "Несессер", "Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами" из золота, бриллиантовое яйцо "Портреты Александра III" и другие, стоимость которых в среднем превышает $10 млн. каждое. Они ждут, когда пытливый искатель отыщет их и явит миру.

Кто знает, может, среди вас, наших читателей, найдутся будущие обладатели несметных сокровищ Карла Густавовича Фаберже?

для журнала Prospect