Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Хозяйка детского дома» - трагедия и надежда

Есть фильмы, очень простые и малоприметные, к которым, тем не менее, хочется иногда возвращаться. Телепроект «Хозяйка детского дома» (1983) – в их числе. Меня этот сюжет зацепил ещё в отрочестве, когда была всесоюзная премьера.

Тема обездоленных детей существовала во все времена, и даже поздний СССР с его успокоенной благостью – не исключение. Тогда очень строго относились к воспитанию и содержанию детей, а потому сцена лишения пьющей мамаши родительских прав – весьма жизненная.

Карикатуры из журнала «Крокодил». 1983-1985 гг. Сканы из личной коллекции.
Карикатуры из журнала «Крокодил». 1983-1985 гг. Сканы из личной коллекции.

Конечно, нельзя сказать, что это было частым явлением – допустим, я знала только один случай, когда у тётки-фарцовщицы (трезвенницы, к слову) отняли сына, так как на неё завели уголовное дело. Тем не менее, казусы имели место. Бытовали и отказы от новорождённого ребёнка.

Помню карикатуры на таких юных и почему-то всегда шикарных мамочек, что кидали детей на порог приютов и бежали в сторону баров и дискотек. Нюанс! Как правило, бросали не мажорки в импортных полусапожках, а тётеньки и девчонки из иного слоя. Но не важно!

Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.

Итак, фильм о директоре детского дома, Александре Ивановне Ванеевой, …о царице «маме Шуре», которая за своих малых готова пройти огонь и воду, а вот медные трубы ей как-то не очень. Она живёт не ради славы. Ей и личная жизнь, увы, по боку.

Наталья Гундарева в этой роли настолько гармонична, что никого другого и не представляешь. Гениальной актрисе удавалось воплотить на экране материнскую любовь, как эстетическую категорию, тогда как сама Гундарева была бездетной... Фабула – жёстка, но не жестока, ибо рождает надежду.

Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.

В детский дом приходит странная женщина с блуждающим взглядом – Ксения Рябцева, чтобы устроиться на скромнейшую должность уборщицы. Она теряет в зарплате и статусе, а взамен - лишь морока и тяжёлый физический труд. Зачем?

Выясняется, что сын Рябцевой – бывший воспитанник детдома – усыновлён мам-Шурой. Серёжа – студент уже, а ещё красавец и без пяти минут жених. Рябцева – этакая бывшая «попрыгунья-стрекоза», бегала за мужчиной по всему Союзу, любила до самоотречения, а при том – отреклась от сына.

Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.

Теперь же – пришла, дабы получить готовенького и ухоженного мальчика восемнадцати лет. Но это – верхний пласт. Рябцева осознала, она будто решила до конца дней служить детскому дому и его обитателям. Всё, что вызывало у меня отторжение в юности, сейчас более понятно: «Земную жизнь пройдя до половины»...

…Рябцева «...очутилась в сумрачном лесу». Депрессия немолодой женщины, давно поставившей голову на место, но не нашедшей себя, отлично сыграна Людмилой Поляковой. Её нечасто снимали в кино, однако, она в большей степени театральная актриса.

Кадры из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншоты.
Кадры из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншоты.

Параллельно с главной линией – масса других, не менее интересных. Нам показывают семью обеспеченных мещан, чей сын подружился с детдомовской Олей и решил уйти от родителей, которым важна лишь респектабельность;...

...мы видим молоденькую педагога-«отличницу», не любящую детей, тогда как в этой среде важна, прежде всего, любовь; перед нами – толстая повариха, которой наплевать, что ребёнок не может есть её супер-кашу (великолепная сцена, где мадам с омерзением пробует своё же творение).

Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Хозяйка детского дома» (1983). Скриншот.

В этой, лишённой эффектов истории так много важного и нужного. Но самое главное – отрицательные герои непременно осознают или же – получают «оплеухи». Существенный момент! Съёмки проводились в реальном детском доме и в массовых сценах заняты настоящие сироты, что, кстати, очень заметно...-

– бездонные глаза, в которых крик о помощи. Актёры и вся группа контактировали с детьми, что вызывало у последних чувство привязанности. Этот драматический опыт и породил «искру» - фильм кажется документальным и – душевным, прочувствованным одновременно.

  • Статьи о фильмах с участием Натальи Гундаревой:

1. «Однажды двадцать лет спустя» - радость и скорбь нормальной женщины.

2. «Сладкая женщина» - исправится ли Аня?

3. Почему мне не нравится «Зимний вечер в Гаграх»?