Найти в Дзене

Есть ли жизнь после горя?

Словно дементор, горе душит тоской, высасывает положительные эмоции и причиняет почти физическую боль. Особенно если мы пытаемся убедить себя, что выражать эту боль неуместно.

Но оно не вечно. У горя сомнительные средства, но четкая цель - помочь приспособиться к новой реальности. Оно позволяет отсрочить принятие случившегося, чтобы мы не рухнули под шквалом эмоций, приняв весь удар сразу.

Каждая из стадий горевания окрашена своей палитрой эмоций и реакций, они непоследовательны и взаимообратимы. Мы проходим их каждый по-своему и на проживание каждой требуется свой отрезок времени.

ГОРЮ НУЖНО ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ СВОЮ РАБОТУ И ПОМОЧЬ НАМ НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ В ИЗМЕНИВШЕМСЯ МИРЕ

Обложка и последующие картинки созданы в Canva. На фото экспонат музея Булгакова (фотограф: Асета Лиева)
Обложка и последующие картинки созданы в Canva. На фото экспонат музея Булгакова (фотограф: Асета Лиева)

1 стадия: шок и отрицание

"Время остановилось. В голове пустота. Я сплю? Скорее всего сплю, иначе как объяснить, что мне не больно?.."

Эмоциональный ступор или взрыв эмоций. Реальность катастрофы под сомнением - скоро появится человек с камерой и заявит, что это розыгрыш. Не хватает сил, чтобы что-то съесть, не хватает понимания, как кто-то может улыбаться, что-то планировать и работать, когда конец так близко и невозможно угадать, когда он настигнет.

Боль приходит не сразу, потому что психика пытается защититься, запечатывая эмоции в ментальный карцер.

Не чувствую. Не говорю. Не думаю.

"Нет, это невозможно! Этого не могло произойти со мной! Можно просто сделать все как раньше? Забыть все, что произошло..."

Шок длится от нескольких минут до нескольких дней. Отрицание включается тогда, когда он уходит. Психика отказывается воспринимать свершившееся как постоянную величину: утратившим близкого мерещится его лицо в толпе, а узнавшим страшный диагноз кажется, что им гораздо лучше.

Эти иллюзии естественны, однако мы в отчаянии принимаем их за первые сигналы приближающегося безумия. Нам кажется, что реальность - кошмарный сон, и мы всеми силами пытаемся проснуться.

Отрицание - не осознанный протест, а необходимый защитный механизм, который пытается поддержать, убеждая, что мир остался прежним. Однако его действенность сравнима с попыткой удержать волка на тонком поводке.

И рано или поздно он вырывается на свободу.

2 стадия: гнев

"Как я мог допустить подобное?.. За что, почему это произошло?! Я не могу смириться с этим. Ни за что. Пока я жив, и я борюсь – еще есть надежда!"

Агрессия. Враждебность. Самобичевание. Поиск виноватых.

В час, когда я пишу эти строки, кажется, весь мир находится в этой стадии.

Факт случившегося нехотя признан, но до его принятия еще далеко, и мы вступаем в сражение с реальностью, ведомые одним желанием – откатить ситуацию до момента, когда ее можно было предотвратить. Мы не согласны, и мы протестуем, ища доказательства того, что не сделали всего, что должны были, чтобы остановить беду, срываем злость на тех, чье мнение о произошедшем отличается от нашего, негодуем, как кто-то еще способен радоваться жизни.

Козлом отпущения может быть назначен кто угодно. Не все умеют гневаться по делу - многим проще найти "крайнего".

Картину переживаний дополняют мазки психосоматических реакций: сыпь, панические атаки, изменения сна и аппетита, слабость и тремор, перепады настроения, неспособность сосредоточиться…

Снова и снова мы спрашиваем себя "почему", и этот вопрос сам по себе - крик отчаяния.

ЗАСТИЛАЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ ЭМОЦИИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Какими бы невыносимыми ни были вина, чувства несправедливости и невозможности дальнейшего существования - сейчас они естественны. И когда они отпустят, начнется следующий этап.

3 стадия: торг

"Пожалуйста, пусть это прекратится. Я отдам все, что потребуется, я выполню любые условия, только бы все стало как раньше..."

Когда агрессия не дает результата, мы начинаем искать то, что помогло бы собрать осколки разбитого мира. Мы мечтаем обмануть рок, заключая внутренние сделки, обращаясь к религии или магии, пытаемся изменить свое поведение или "откупиться" от горя помощью другим...

...а когда это не помогает, у нас опускаются руки и начинается следующий - наиболее болезненный и продолжительный этап.

4 стадия: депрессия

"Я сдаюсь. Больше ничто и никогда не будет как прежде. Когда-то мир был цветным, а теперь из него исчезли все краски. Я был так поглощен своими проблемами, что даже не пытался осознать, как был счастлив! А теперь все будет только хуже и хуже..."

Привет, тоска, одиночество и глубокое погружение в пучины горя.

Пришла пора активной работы. Именно на этой стадии, продираясь сквозь терновник боли и тоски, мы начинаем искать смысл произошедшего не через эмоции, которых к этому моменту словно и не осталось, но переосмысляя ценность собственной жизни и прощая себя.

Это действительно тяжелый период. Он наполнен страданиями, тоской и раздражением. Мысли, возникающие на границе сознания, пугают, ощущение пустоты так и манит сдаться, а на чувствах одиночества и тревоги расцветает беспомощность.

Мы идеализируем жизнь "ДО", старательно вымарывая из памяти все, что тогда вызывало недовольство, вдруг осознавая, как на самом деле были счастливы и насколько не ценили этого.

Становится трудно общаться, трудно сконцентрироваться на работе. Сил снова не хватает, ведь каждую их крупицу отнимает боль, мы снова и снова проваливаемся в "там-и-тогда", и нам приходится проходить через муки, чтобы вернуться в реальность.

ЭТО БОЛЕЗНЕННЫЙ ЭТАП, НО ОН ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖЕН

На этой стадии, горюя, мы культивируем боль сами, перестраивая отношение к прошлому и будущему. Это не только боль при взгляде на руины прошлого мира, но и боль от рождения новой реальности. И пытка завершается, когда мы выстраиваем связь между прошлым и настоящим.

Нам больно, потому что мы живые. Но это боль освобождения.

Тот самый темный час (длиной примерно в год) перед рассветом.

-5

5 стадия: принятие

"Это странно, но я все еще живу. Я снова высыпаюсь, получаю удовольствие от работы и даже ловлю себя на желании творить и учиться чему-то новому. Мне весело с друзьями, и я больше не одинок".

Жизнь возвращается в свою колею, а горе напоминает о себе периодическими вспышками. Они все еще болезненны, но понемногу растворяются в спокойной грусти, вытесненные новыми эмоциями, событиями и впечатлениями.

Это еще не счастливый конец. Даже на этой стадии можно провалиться в отрицание и продолжить желать, чтобы все стало как прежде. Можно застрять в роли жертвы, реагируя на все так, будто жить дальше стало невозможно.

Но при нормальной работе горевания будет появляться все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины и обиды, принося понимание, что, пусть мир уже не будет прежним, но это не определяет всю дальнейшую жизнь в негативном ключе.

МЫ ОСОЗНАЕМ, ЧТО ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Что она по-прежнему имеет ценность.

Что даже самая тяжелая потеря содержит в себе возможность обретения.

-6

#психология #горе #самопомощь

P.S. Кого почитать по этой теме: Э. Кюблер-Росс (2000) и Ф.Е. Василюк (2002)