Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как сохранить певческий голос?

Один из самых больших мифов о рок-звёздах заключается в том, что различные «вещества» портят их голоса, и если бы они их не употребляли, то сейчас их голоса звучали бы примерно так же, как и 40 лет назад.

Стиви Никс сама училась петь. Это позволило ей создать один из самых необыкновенных голосов в роке, но это также означало, что учитель не мог ей сказать что-нибудь вроде: «Не делай этого». И такой подход (подход самоучки) обязательно повредит вашему голосу. Стиви также очень много заставляли гастролировать. Когда «Fleetwood Mac» зарабатывал огромные деньги для звукозаписывающего лейбла, такого как «Warner Bros.», на них оказывалось большое давление, чтобы обязательно отправиться в тур, для продвижения каждого нового альбома.

Для певца важно иметь выходные, но получить их было очень сложно. Вы не представляете, насколько они важны. В 70-х певцы не осознавали важность адекватного отдыха и восстановления сил. Да, все участники «Fleetwood Mac» употребляли «вещества», но, честно говоря, я думаю, что обычные вредные привычки представляют даже большую угрозу для голосовых связок певца, чем вдыхание «веществ». Самая обычная для многих вредная привычка влияет на всю область вокруг голосовых связок, а также на лёгкие. Не слишком хорошая идея поджечь что-либо, а затем вдыхать выделяющийся дым...

Суть, к которой я подхожу, заключается в том, что, хотя употребление «веществ», безусловно, не является средством для поддержания хорошего певческого голоса (а обычная вредная привычка ещё хуже), отказ от этих вещей не может дать слишком многое. У певцов всё равно будут проблемы с голосом. Такие вещи, как отказ от вредных привычек, достаточный сон и так далее, называются «голосовой гигиеной». Замечательно. Я бы практиковал всё это как можно больше.

Тем не менее слон в комнате, которого, похоже, никто не хочет замечать, заключается в том, что существует огромное количество разногласий по поводу того, что такое вообще «правильный способ петь».

Если вы будете петь «неправильно», вы можете навсегда повредить свои голосовые связки. Ни на гитаре, ни на фортепиано нет ничего сравнимого с этой проблемой. Как часто вы слышите о гитаристах: «Он больше не играет, потому что использовал неправильную технику и испортил себе пальцы»? [Прим.: справедливости ради, всё же слышим, и довольно часто.]

Если бы Курт Кобейн был жив сегодня, у него были бы серьёзные проблемы с голосовыми связками из-за его стиля пения. Чрезмерное напряжение мышц вокруг горла — это лишь один из признаков того, что его стиль пения не был безопасным.

Я не знаю, сколько времени прошло бы, прежде чем Курт Кобейн столкнулся бы с проблемами. Возможно, пару лет, а может быть 7 или 8. В любом случае, если бы он был жив, ему пришлось бы либо научиться петь в более безопасном стиле, либо тяжело страдать от последствий повреждения голоса.

У Криса Корнелла («Soundgarden») был один из величайших голосов в рок-музыке. Тем не менее в последние годы карьеры его голос уже не был таким, как был когда-то. В его возможностях наблюдался явный спад. Он не всегда соблюдал правила гигиены голоса. Он много пил — с подросткового возраста до возраста 30 лет. Он очень много работал в течение многих лет, когда он, вероятно, не высыпался и не соблюдал правильную диету.

Независимо от того, как он пел, как бы сильно он ни заставлял себя, он не всегда мог спеть так, как в свои двадцать. Даже если бы он никогда не притрагивался к «веществам» и не имел бы вредных привычек, всё равно нужны 8 часов сна в сутки и оптимальное питание.

Мы не знаем наверняка, есть ли какой-то один лучший подход к рок-пению. Педагоги по вокалу не согласны друг с другом, и даже среди известных педагогов вы найдёте подчас весьма противоречивые мнения о технике пения. Некоторые говорят, что петь с любой хрипотой вообще вредно для голоса. Ну, а как бы вы пели хард-рок? Удивительно, как запуталась в некоторых из этих вещей педагогика пения! Почему наилучшие техники пения до сих пор являются источником таких горячих споров?

Хотя существует консенсус в отношении того, что определённые техники точно вредны, нет единого мнения о том, что включает в себя оптимальную технику рок-пения с точки зрения здоровья. Особенно в стилях хард-рок и металл, в которых используется большое количество хрипа и искажений голоса.

Возможно, когда-нибудь и будет достигнут консенсус относительно того, что представляет собой оптимальная техника рок-пения, но пока всё находится в полном беспорядке. Разные люди скажут вам разные вещи о том, какую технику лучше всего использовать. Одно можно сказать наверняка: быть рок-певцом — это весьма требовательная физическая активность, как и быть спортсменом. Независимо от того, насколько вы осторожны, ваш голос с годами будет изнашиваться. Чем сильнее вы напрягаетесь, когда поёте, тем быстрее наступит упадок.

По материалам поста (англ.).