Найти тему
Софмикс

Какая маркировка для маркетплейсов нужна для выхода на площадку?

Оглавление

В 2022-м расширится список товаров, которым требуется особая метка «Честного ЗНАКа». Расскажем, какая маркировка для маркетплейсов понадобится для продаж в этом году.

Маркировка для маркетплейсов
Маркировка для маркетплейсов

Как маркировать изделия на продажу?

График Минпромторга предполагает, что с 01.03.2022 в системе «Честный ЗНАК» обязательно регистрируют верхнюю одежду, текстиль, шубы, обувь, парфюмерию, шины, лекарства, табак, фотоаппаратуру, бутилированную воду. В ближайшее время требование программы распространится на пиво, напитки, антисептики, электронику, медицинские изделия, мясные и рыбные консервы.

Продавец (импортер) должен купить у оператора уникальный Data Matrix код и нанести его на продукцию. Маркировка товаров для маркетплейсови розничных магазинов печатается на упаковке или этикетках-наклейках. Шифр должен хорошо просматриваться и считываться специальными сканерами. Детальнее о технологиях маркирования написано здесь.

Наличие обязательной кодировки проверяют контроллеры маркетплейса при поступлении товаров на склад площадки. Изделия с поврежденным метками или без идентификаторов продавать запрещено. Они не пройдут модерацию и будут возвращены поставщику.

Маркировка товаров для маркетплейсов
Маркировка товаров для маркетплейсов

Правила работы с маркетплейсами

Интернет-площадкисотрудничают с продавцами по одной из двух схем. Первая предполагает постоянное хранение партии товаров на складе поставщика. Требуемые позиции перевозят на маркетплейс после поступления соответствующего заказа от покупателя. Такая схема называется FBS. По второй методике FBO поставщик сразу отвозит на склад площадки всю партию товаров.

Чтобы работать с онлайн-платформами, необходимо наладить цифровую бухгалтерию и систему обмена универсальными передаточными документами УПД. Существуют разные сервисы генерации и пересылки УПД. Например, ЭДО.Лайт или МойСклад. Они предоставляют полные отчеты о движении товаров. Работают с Яндекс.Маркетом, Магазином ВКонтакте, СберМегаМаркетом, Ozon, Wildberries.

На текущий момент онлайн-платформы поддерживают три формата партнерства:

  • Посредством программы «Честный ЗНАК». По этой схеме поставщик приобретает коды, следит, чтобы продукция правильно маркировалась. Подробнее о способах нанесения меток читайте здесь. Право собственности на шифры остается за продавцом вплоть до списания по причине продажи, завершения срока годности или порчи изделия. Сведения о Data Matrix шифрах передаются маркетплейсу с полным пакетом документов, который включает накладные, декларации, атрибутный состав, т. п.
  • По УПД. В заявке продавцу присваивают статус агента товарооборота, указывают все метки, УПД поставки.
  • Комбинированный. При создании заявки на отгрузку продавец указывает себя «агентом» товарооборота. В документе дублирует все коды, номера УПД.
Маркировка для маркетплейсов
Маркировка для маркетплейсов

Сотрудничество через «Честный ЗНАК» и по комбинированной схеме вызывает сложности у всех сторон сделки. Некоторые платформы уже заявили, что останется только маркировка и доставка на маркетплейс через УПД.

Остатки, возвраты

Постепенное расширение программы цифровой прослеживаемости рынка спровоцировало ситуации, когда продукт был выпущен до запуска новых правил продаж, а реализовать его без метки уже нельзя. Так получилось с обувью и постельным бельем. Позиции, поступившие на склад продавца до 2019 года, запрещено реализовывать без идентификаторов.

Поставщик должен или списать изделия, или приобрести уникальные метки даже для тех товаров, которые маркетплейс уже успел принять на хранение. Похожие правила действуют в отношении возвратов от покупателей. Изделия без шифра или с поврежденной кодировкой, списывают или ставят на учет с новым маркированием по правилам Минпромторга.

Маркировка товаров для маркетплейсов
Маркировка товаров для маркетплейсов

Сотрудничество с маркетплейсами только первое время кажется сложным. На самом деле все алгоритмы обмена продукцией и документами автоматизированы. Продавцу остается только правильно все настроить и подобрать оборудование для приведения маркировки в соответствие законодательству. Бесплатные консультации по вопросам оснащения предприятия подходящей техникой можно получить у сотрудников «Софмикс» с представительством компании в Москве.