Приветствую вас, друзья, на своём канале.
Спасибо за ваши комментарии, за ту моральную поддержку, которую вы оказываете мне и другим читателям канала, – всем, кому она так необходима.
Будем продолжать общаться. Вместе как-то полегче переносить горе.
Я уже несколько раз в своих статьях писала о том, что необходимо ДОСТОЙНО проживать своё горе. Сегодня об этом более подробно.
Понятно, что горевать после потери близких – это естественно и даже необходимо. Но зачастую случается так, что печаль об умершем полностью овладевает душой человека, вытеснив оттуда все остальные чувства и желания, вызывая крайнее уныние и вводя в состояние "от лукавого".
Так человек мучается сам и мучает душу усопшего своим нежеланием смириться с Промыслом Божьим. Люди годами живут в горе, даже не пытаясь вынырнуть из него, снова и снова оживляя в памяти того, кого давно уже нет.
Святые отцы говорили, что страсть печали исходит от излишнего себялюбия и недоверия Богу.
Согласно учению Православной Церкви, печаль об умершем должна быть в меру, благопристойна и разумна.
Феофан Затворник писал: "Великое у вас горе! И нельзя вам не сокрушаться. Однако же не забудьте держать и меру сокрушения. Отдайте долг природе, погорюйте, поплачьте, и за дела. О мёртвых плач, а для живых другое: жив живое гадает".
Всегда, во все времена было так. Горю отводилось определённое время. А затем человек должен был входить в привычный ритм жизни: работать, молиться, заботиться о ближних своих.
Инок Агапий оставил нам следующие слова: "Нет греха рыдать своеобразно благочинию, благословенным образом, ибо так происходит от природы. Но чрезмерный плач – зло. Нельзя скорбеть больше меры и не желать утешения".
То есть, по сути, человек в горе, как бы ему больно ни было, должен всё-таки желать утешиться. Такова природа человека, таковы требования веры.
Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Он советовал находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память.
Ни для кого не секрет, что излишняя печаль наносит непоправимый вред телу и душе.
Вот слова Макария Оптинского: "Данное же нам время здешнего пребывания постараемся употребить для пользы душ наших и для близких наших, а когда будешь предаваться безгодной печали, то совсем себя расстроишь и здоровье потеряешь, чем немало погрешишь перед Богом".
Безутешная скорбь неугодна ни Богу, ни умершим.
То есть из всего, сказанного выше, следует, что долгое, безудержное и безутешное горевание вредит нам, нанося непоправимый ущерб здоровью, калеча нашу душу. Оно совершенно неугодно Богу, так как это грех уныния. И совершенно не нужно душам умерших людей.
Я хочу сказать вот о чём. Не нужно, конечно же, обесценивать потерю, впадать в другую крайность и убеждать себя, что ничего страшного не произошло и все смертны.
Но, осознавая всю трагичность вашей потери, испытывая порой невыносимую душевную боль, которая затягивает вас во мрак, вы всё же должны найти в себе силы.
Силы не отчаиваться. Силы не проклинать никого вокруг, в том числе и Бога, который это допустил. Силы формировать в своём сознании позитивные мысли.
Да, позитивные. Вы живёте в мире, где очень много поводов для радости и оптимизма. Просто нужно позволить себе эту, пусть сначала небольшую, радость.
И ещё нужно найти в себе силы ЖИТЬ. Не стремиться к смерти (у каждого свой час и срок), а именно жить. Подумать, кому вы сейчас необходимы, кому очень нужна ваша помощь, поддержка. Придумать себе цель для этой новой жизни и жить. По-другому не получится.
Добра всем! Оцените мою статью.
Пишите комментарии, общайтесь. Подписывайтесь на мой канал.
Читайте также мои статьи:
Главная ли эта потеря в вашей жизни
Идём ли мы против Божьей Воли, не принимая смерть родных людей?
Правильно ли позволять себе радость, если вы в горе?