Если театр начинается с вешалки, то зоопарк, вероятно, со входа. И уже на моем веку этот вход менялся, а поскольку зоопарку более 150 лет, то процесс это происходил не один раз. Посмотрим?)
Московский зоологический сад был открыт в 1864 г. по инициативе Русского Императорского Общества акклиматизации животных и растений. И вход туда поначалу был совсем скромный –резная деревянная арочка.
В начале 20 века главный вход стал более представительным, похожим на ворота замка. Пишут, что такой вход создал архитектор Сергей Родионов на средства Феррейна. Так или нет, не знаю, поскольку кое-где его приписывают архитектору Карлу Гиппиусу, но в его биографии об этом не написано. Гиппиус после революции был главным архитектором зоопарка, возможно, отсюда и пошла эта версия. А вообще это была легендарная фигура, стоит только вспомнить его творения: знаменитый «чайный дом» Перлова на Мясницой и особняк Бахрушина на Зацепском валу. А в зоопарк он попал не случайно – был главой Московского общества любителей аквариумного рыборазведения. И многие его сооружения типа «Полярного мира» или Обезьянника сохранились до нашего времени.
После революции, в 1920-х годах, к Московскому зоосаду присоединили большую новую территорию, и он получил право называться Зоопарком.
Но в советские времена всякие средневековые замки были не в почете, поэтому в 1936 г. вход переделали. Замок исчез, зато появились скульптуры и барельефы с изображениями животных.
Их создали известные художники-анималисты Дмитрий Горлов и Василий Ватагин. Хотя правильнее будет написать наоборот: Василий Ватагин и Дмитрий Горлов, поскольку Ватагин старше и был учителем Горлова. Ватагина, возможно, вы знаете по иллюстрациям к «Маугли»,
а Горлова по книгам Веры Чаплиной.
Но это только самые известные их работы, а вообще стоит отдельно почитать про этих удивительных людей.
К сожалению, в 1955 г. зверей убрали.
В 1964 г. новая реконструкция – по-советски лаконичная, идет борьба с архитектурными излишествами. Хотя все-таки разбавили строгость барельефами с изображением лосей и белых медведей.
И последняя реконструкция с размахом в 1997 г., опять замок, но теперь в новорусской манере, вернее, в дисней-лендовской.
Сначала над входом было изображение манула – символа Московского зоопарка, кстати, знаете, почему он символ?
Но сейчас здесь скромное панно с лебедями, хотя обещают, что манул вернется.
А вам какой вход больше нравится?