Найти в Дзене
Городской Курьер

«А обратно мишки спускались как люди – на пятой точке…». Зарисовки со службы на Ратмановой заставе

Продолжаем разыскивать для вас истории людей, которым довелось побывать в необычных местах в процессе своей службы в вооруженных силах России. Сегодня у нас новые гости – Глеб и Станислав. Каждый из них отдал по три года контрактной службы заставе на Ратманова. С 2008 по 2011 год. Им и слово.

Ратманова застава и радиолокационная станция на вершине
Ратманова застава и радиолокационная станция на вершине

ГЛЕБ в/ч 2254: «Кто не в курсе, Ратманова– это крайний восточный форпост нашей необъятной. Оттуда до Аляски ближе, чем до Чукотки. Территория Америки в трех километрах всего. Служить там очень тяжело.

Меня уговорили только потому, что как раз, в 2008 году там закончили строить служебные дома, чтобы можно было семьи перевезти. Но это только моя Надюшка – жена декабриста, поедет за мной куда угодно, а так – не каждый мужик отважится туда женщину свою привести, а уж детей…

Вот вы только представьте Берингово море. Погода меняется так часто, что сложно сказать, какой климат преобладает.

Главный остров, на котором мы жили мне при первой встрече напомнил негритянский остров из советских «10 негритят». Помните? Там у них была огромная лестница на каменное плато? Вот у нас было также 2 сотни ступеней по почти отвесной скале, которые ведут к радиолокационной станции.

Лестница из фильма "10 негритят" о которой говорит Глеб
Лестница из фильма "10 негритят" о которой говорит Глеб

Несколько ниже собственно помещения заставы, с которых мы бдили за неприкосновенностью наших границ. Впрочем, чаще всего нарушителями выступали белые мишки. Они к помойке часто выбирались, а потом, почти как люди, катились обратно на пятой точке (смеется – авт).

Самое главное для заставы на Ратманова - это универсализм. Сколько там бойцов, я тебе рассказывать не буду, но каждый может заменить практически любого. Независимо от звания, от стажа на острове, от возраста, будь готов и на дежурство, и на локаторы, и в дозор. А еще будь любезен баню уметь натопить, связиста подстраховать и обед приготовить. Ладно, про обед врать не стану. Было у нас 3 человека, которые в этом деле хорошо разбирались, остальные к ним не совались, только на подхвате.

Как любил шутить у нас один доходяга из Магадана: «Приготовить еду я смогу, а вот сможете ли вы ее съесть». Развлечения на заставе по началу, были самые простецкие: самодельный тренажерный зал, теннисный стол, видеотека. Хотя я первое время так уставал, что приходя со службы ни о чем, кроме подушки, думать не мог.

Впрочем, были еще любители в сетевые игры поиграть по локалке. У нас даже местный чемпионат был по «Героям», но я такое не люблю. Не мое. Вообще психологически там очень тяжко.

Больше одного контракта в три года практически никто не выдерживает. Непонятно зачем. Деньги не такие большие, романтикой острова за это время наедаешься с головой, а семью столько времени в изоляции держать – никаких нервов не хватит.

Из тех кто продержался больше одного контракта, я знал только двоих парней, которые на момент моего отбытия оканчивали 8-й год на Ратманове. Это очень особенный склад людей. Таких немного. В основном, туда едут для того, чтобы скопить хорошую сумму денег, ведь деньги на Ратманова просто не нужны. Тут у нас маленький островок коммунизма.

Бытовые корпуса на Ратманова зимой
Бытовые корпуса на Ратманова зимой

Станислав. «Так было не всегда. Сейчас стали забывать, а когда я учился в училище, та мрачная история гремела по всему Тихоокеанскому флоту. Где-то лет 20 назад вскрылась кошмарная поднаготная о жизни солдат на Ратманова.

В какой-то момент на большой земле узнали, что местный старлей и прапорщик сильно ограничивают срочников в еде. Не дают им рыбу, масло, мясо и т.д. Это даже для тех времен был шок. Удивились. Стали проверять. Оказывается, что тогда вообще практиковалось такое наказание, как лишение солдатика пищи на сутки. Это называлось у них «пролетный день».

Я перед разговором с тобой специально порылся, чтобы историю эту освежить, оказалось, что местный прапорщик потом под следствием говорил, что таким образом он старался покрыть недостачу продуктов, которая образовалась не по его вине. Фамилию прапорщика даже записал, Истомин – надо тебе?

Они там вообще жуткие вещи творили. Как только не издевались над детьми. Могли перед открытой дверью на морозе в одном белье усадить. Могли к снегоходу привязать, и катать вокруг заставы, могли даже ток использовать и ребят вместо груш боксерских подвешивать.

Ужас. Я когда вспоминал эти рассказы, думал, что молва преувеличивает. Но нет, полез специально проверить, на сайте суда все эти ужасы можно найти, и в «Красной звезде про это писали».

В общем, никто не знает, сколько бы им сходило это с рук, если бы однажды один рядовой по фамилии Ворсин не скончался. Поначалу на суде даже не поверили, что нормальные люди на такое способны. Отправили весь руководящий состав на экспертизу, но ничего, оказались все вменяемы. Более того, они даже вины своей не признали, только рассказали, что хотели «навести в части порядок». В итоге, они получили от 15 до 22 лет лишения свободы. Значит последний из них выйдет из-за решетки примерно, в этом году.

-4

Глеб: «Ну чего ты сразу про плохое? Давай и хорошее вспомним. Помнишь, историю о прапорщике Алексееве? Это еще в советские годы было. Тогда один из бойцов снег со ступеней счищал, чтобы на «крышу» подняться («крышей» на Ратманова называется самая высокая точка острова – авт), оступился и покатился вниз.

Причем сразу было видно, что упал он неудачно, тяжело. Сознание потерял. Застыл на середине лестницы. И медленно так вниз едет. Прапорщик Алексеев это увидел и как есть, полуодетый выбежал на улицу. Схватил бойца, чтобы он дальше головой по ступеням не бился и держит. Ну, сообщили на большую землю по рации, а оттуда говорят, дескать, ни в коем случае не позволяйте ему двигаться, мало ли чего повреждено, зафиксируйте в статичном положении.

Так прапорщик Алексеев с этим парнем и сидел не мерзлой лестнице, в неудобном положении до прибытия вертолета. Его, конечно, укутали как смогли, но все равно, я считаю, поступок – героический. А у парня того и правда повреждения серьезные потом оказались. Если бы не Алексеев, инвалидом бы остался наверняка».

Столб указатель на Ратманова
Столб указатель на Ратманова

Авт. Пишите и свои истории. Куда заносила вас нелегкая в период армейской службы. Мы всегда им рады.