Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Лорд Фредерик Лейтон, воспевший идеальную красоту своих моделей, но оставшийся одиноким: жизнь, окутанная тайной

Оглавление

Щедрый, отличавшийся истинной добротой, порядочностью и скромностью, Фредерик Лейтон остался для современников «закрытой книгой».

Он никогда не был женат и не имел детей. Всю жизнь вокруг художника ходили слухи то о его гомосексуальности, то о незаконнорождённом ребёнке, матерью которого являлась одна из его моделей. Однако Лейтон не оставил дневников, и даже в письмах отсутствуют ссылки на личные обстоятельства. Его друг, Уильям Пауэлл Фрайт, писал: «Я знаком с Лейтоном уже 30 лет и пока не знаю его».

«Золотое время», 1864. Частное собрание
«Золотое время», 1864. Частное собрание

Жизнь прославленного мастера викторианской эпохи, который любил рисовать роскошных рыжеволосых красавиц с белой кожей и волооких римлянок, была богата взлётами и падениями. Достаточно сказать, что под конец жизни Фредерик Лейтон был удостоен титула барона, но насладиться высоким положением не успел: по грустной иронии судьбы умер на следующий день. Да и капризная Фортуна была переменчива: при жизни картины британского живописца были чрезвычайно популярными и ценились очень дорого, а после его смерти их постигло забвение на многие десятилетия.

«Катарина», 1879. Эстимейт (приблизительная оценка стоимости лота экспертами аукционного дома) 100 000–150 000 £. Продана на аукционе Sotheby's за 233 000 £ (364 738 $)
«Катарина», 1879. Эстимейт (приблизительная оценка стоимости лота экспертами аукционного дома) 100 000–150 000 £. Продана на аукционе Sotheby's за 233 000 £ (364 738 $)
«Девушка с корзиной фруктов», около 1863. Частное собрание
«Девушка с корзиной фруктов», около 1863. Частное собрание

Родившийся в графстве Северный Йоркшир в семье потомственных медиков – отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I – Фредерик не стал продолжателем семейной династии: в девять лет, поправляясь после скарлатины, он начал рисовать. Живопись так увлекла мальчика, что в двенадцатилетнем возрасте, прибавив себе несколько лет, он поступил в берлинскую Академию художеств, а через три года был принят в Академию художеств (Accademia di Belle Arti) во Флоренции.

«Звезда гарема», около 1880. Частное собрание
«Звезда гарема», около 1880. Частное собрание
-6

Фредерик Лейтон в те годы часто переезжал: после Флоренции был Франкфурт, затем Париж – и снова Франкфурт. Живя в Париже, Лейтон познакомился со знаменитыми живописцами: Домеником Энгром, Эженом Делакруа, Жаном-Батистом-Камилем Коро, а восемью годами ранее во Франкфурте семнадцатилетнему юноше посчастливилось рисовать графитом и гуашью портрет немецкого философа Артура Шопенгауэра – единственный его прижизненный портрет.

К тому времени живописная манера Фредерика Лейтона вполне сформировалась: он писал в академическом стиле, а в качестве сюжетов выбирал историческую, библейскую и классическую тематику.

«Илия в пустыне», около 1878. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль
«Илия в пустыне», около 1878. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль
«Леандра», частное собрание
«Леандра», частное собрание

Предприняв первое в своей жизни самостоятельное путешествие по Европе, 22-летний Лейтон посетил Рим и с головой погрузился в вихрь светских удовольствий. Там он познакомился с известной английской оперной певицей Аделаидой Сарторис, которая ввела талантливого художника в свой круг.

Будучи значительно старше, Аделаида имела на своего протеже большое влияние и, по сути, формировала его вкус в общественной и музыкальной сферах. Её знаменитые вечера послужили источником вдохновения для «Leighton Musics», которые два десятилетия спустя устраивал в своём доме в Кенсингтоне тогда уже признанный мастер, увенчанный почестями. Тесную дружбу эти двое, разделённые четвертью века, сохранили на всю оставшуюся жизнь.

«Портрет Мэй Сарторис в возрасте 15 лет», 1860. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас. Мария Феодосия (Мэй) Сарторис – дочь Аделаиды Сарторис, с которой Лейтон был очень дружен
«Портрет Мэй Сарторис в возрасте 15 лет», 1860. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас. Мария Феодосия (Мэй) Сарторис – дочь Аделаиды Сарторис, с которой Лейтон был очень дружен
«Остров Хиос», около 1867. Галерея искусств, Манчестер
«Остров Хиос», около 1867. Галерея искусств, Манчестер
«Вилла Мальта в Риме», 1860-е. Национальная галерея, Лондон
«Вилла Мальта в Риме», 1860-е. Национальная галерея, Лондон

Молодой человек всерьёз увлёкся творчеством жившего в XIII веке флорентийского живописца Ченни де Пепо, известного по имени Чимабуэ («быкоголовый» – такое прозвище дали художнику современники за упрямство и несговорчивый характер), и в середине 1850-х приступил к созданию масштабных полотен, иллюстрирующих сцены из его жизни. Так появилась «[Знаменитая] Мадонна Чимабуэ, которую несут в процессии по улицам Флоренции» – полотно высотой более двух метров и длиной более пяти метров.

«Процессия с Мадонной Чимабуэ (Cimabue"s Madonna Carried in Procession)», 1853–1855. Национальная галерея, Лондон. Полотно изображает сцену шествия с запрестольным образом Мадонны с младенцем по улицам Флоренции в XIII веке, описанную историком искусства XVI века Джорджо Вазари. Мадонну несут из мастерской флорентийского художника Чимабуэ в церковь Санта-Мария-Новелла. Сам Чимабуэ изображен непосредственно перед Мадонной с лавровым венком на голове. В группе, следующей за ним, узнаваемы выдающиеся деятели искусства того времени: ученик Чимабуэ Джотто, поэт Данте Алигьери, архитектор Арнольфо ди Камбио, художник Буонамико Буффальмакко, скульптор Никола Пизано
«Процессия с Мадонной Чимабуэ (Cimabue"s Madonna Carried in Procession)», 1853–1855. Национальная галерея, Лондон. Полотно изображает сцену шествия с запрестольным образом Мадонны с младенцем по улицам Флоренции в XIII веке, описанную историком искусства XVI века Джорджо Вазари. Мадонну несут из мастерской флорентийского художника Чимабуэ в церковь Санта-Мария-Новелла. Сам Чимабуэ изображен непосредственно перед Мадонной с лавровым венком на голове. В группе, следующей за ним, узнаваемы выдающиеся деятели искусства того времени: ученик Чимабуэ Джотто, поэт Данте Алигьери, архитектор Арнольфо ди Камбио, художник Буонамико Буффальмакко, скульптор Никола Пизано
Образ Мадонны, видимый под очень узким углом в центре картины, на самом деле принадлежит не кисти Чимабуэ. Это «Мадонна Ручеллаи» (между 1285–1286) сиенского художника Дуччо ди Буонинсенья. Ошибка явилась результатом неправильной атрибуции запрестольного образа – произведённой Джорджо Вазари, сохранявшейся во времена Лейтона и исправленной в 1889 году Францем Викхоффом. «Мадонна Ручеллаи» экспонируется в галерее Уффици, Флоренция
Образ Мадонны, видимый под очень узким углом в центре картины, на самом деле принадлежит не кисти Чимабуэ. Это «Мадонна Ручеллаи» (между 1285–1286) сиенского художника Дуччо ди Буонинсенья. Ошибка явилась результатом неправильной атрибуции запрестольного образа – произведённой Джорджо Вазари, сохранявшейся во времена Лейтона и исправленной в 1889 году Францем Викхоффом. «Мадонна Ручеллаи» экспонируется в галерее Уффици, Флоренция
Чимабуэ. «Маэста – Мадонна на троне», начало XIV века. Написана для флорентийской церкви Санта-Тринита, ныне входит в собрание галереи Уффици
Чимабуэ. «Маэста – Мадонна на троне», начало XIV века. Написана для флорентийской церкви Санта-Тринита, ныне входит в собрание галереи Уффици

На выставке в Королевской академии в 1855 году картина имела огромный успех и была куплена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах, а позднее, в 1859, другую его картину приобрёл принц Уэльский – будущий король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, император Индии Эдуард VII, ставший не только покровителем живописца, но и его верным другом, – и положение Лейтона ещё более упрочилось.

«Блондинка» (Biondina), 1869. Художественный музей Hamburger Kunsthalle, Гамбург, Германия
«Блондинка» (Biondina), 1869. Художественный музей Hamburger Kunsthalle, Гамбург, Германия

«Ясмина», 1880. McLean Museum and Art Gallery
«Ясмина», 1880. McLean Museum and Art Gallery

Уже в начале 1860-х ежегодный доход Фредерика Лейтона составлял 4000 фунтов стерлингов. Фортуна обратила к нему своё прекрасное, сияющее, но такое изменчивое лицо: за этим последовало членство в Королевской академии художеств, роскошный особняк с мастерской на Холленд-Парк-роуд в Кенсингтоне, избрание президентом Королевской Академии и награждение орденом Почётного легиона. В том же 1878 году Лейтон был посвящён в рыцари в Виндзоре и получил титул баронета.

«Римлянка» (Нанна), 1858–1859. Philadelphia Museum of Art
«Римлянка» (Нанна), 1858–1859. Philadelphia Museum of Art
«Мать и дитя» («Вишни»), около 1865. Blackburn Museum and Art Gallery
«Мать и дитя» («Вишни»), около 1865. Blackburn Museum and Art Gallery

Будучи человеком публичным, Фредерик Лейтон тщательно оберегал свою частную жизнь от посторонних глаз и досужих сплетен. Истинный представитель Викторианской эпохи, художник заботился о безукоризненной репутации и соответствии строгим общественным требованиям. Он был сдержан, холоден, педантичен, и только среди маленьких детей, к которым испытывал нежную привязанность, позволял себе расслабиться и быть собой.

«Голова девочки» (study). Tullie House Museum and Art Gallery
«Голова девочки» (study). Tullie House Museum and Art Gallery

Английский живописец и иллюстратор Эдвард Коули Бёрн-Джонс писал, что «он рисует детей с настоящим восторгом». Так началась дружба между признанным мэтром и маленькой танцовщицей и исполнительницей пантомимы Конни Гилкрист.

«Gulnihal», около 1886. Частное собрание
«Gulnihal», около 1886. Частное собрание

Девочка родилась в грязных трущобах, тонущих в отбросах за вокзалом Кинг-Кросс. Семья, где было ещё четверо детей, с её помощью пыталась выбраться из нищеты, мать избивала маленькую Конни, работавшую до поздней ночи, и она часто плакала.

«Маленькая Фатима», 1875. Частное собрание
«Маленькая Фатима», 1875. Частное собрание
Конни Гилкрист на фотографии студии Elliott & Fry
Конни Гилкрист на фотографии студии Elliott & Fry

Впервые Конни Гилкрист позировала Фредерику Лейтону в шестилетнем возрасте для картины «Клеобул обучает свою дочь Клеобулину», в возрасте 10 лет стала моделью для «Маленькой Фатимы», а затем хрупкая девчушка с прозрачной, будто фарфоровой кожей и тяжёлой короной рыжих волос ещё не раз появлялась в его картинах «Урок музыки», «Скручивание мотка пряжи», «Изучение манускрипта на подставке для чтения».

«Скручивание мотка пряжи», 1878. Галерея искусств, Сидней, Австралия
«Скручивание мотка пряжи», 1878. Галерея искусств, Сидней, Австралия
«Изучение манускрипта на подставке для чтения», 1877. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль
«Изучение манускрипта на подставке для чтения», 1877. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль

Но особенные чувства связывали Фредерика Лейтона с Адой Элис Пуллен, получившей известность под сценическим псевдонимом Дороти Дин. Второй ребёнок из десяти детей простого инженера, Ада Элис поначалу росла в атмосфере родительской любви. Отец и мать поощряли тягу девочки к искусству, и по их настоянию она заучивала произведения Уильяма Шекспира наизусть.

«Портрет мисс Дороти Дин», 1895. Тонированная бумага, мел, 29х22 см. Частное собрание
«Портрет мисс Дороти Дин», 1895. Тонированная бумага, мел, 29х22 см. Частное собрание

Но затем отец потерял работу, а мать повредила позвоночник и стала беспомощным инвалидом. В 1878 году Авраам Пуллен был объявлен банкротом и навсегда ушёл из семьи, бросив жену и детей на произвол судьбы, а через три года скончалась и мать Ады. Чтобы поддержать семью и ухаживать за братьями и сёстрами, Ада начала работать натурщицей. Мемуаристка Лейтона Эмили Баррингтон описывает её как «юную девушку с прекрасным белым лицом, одетую в глубокий чёрный цвет». Генриетту Кокран особенно поразили «красивые карие глаза с длинными изогнутыми ресницами, изящно выточенные черты лица и венец из светло-золотистых волос».

«Мисс Дин», частное собрание
«Мисс Дин», частное собрание

В момент знакомства Ады Элис Пуллен с Фредериком Лейтоном на одном из сеансов мастеру было 48, а юной модели – 20. Разница в возрасте и социальном статусе художника и его модели вызывали много сплетен и кривотолков, однако Лейтон решительно отрицал какие-либо плотские отношения с Адой-Дороти.

Это была тесная дружба и творческое сотрудничество, основанные, по мнению британского исследователя истории театра Джованны Банхэм, со стороны маститого живописца – на отцовском желании «защитить и направить юную протеже», а со стороны начинающей актрисы – «на глубокой привязанности, уважении и благодарности». Именно Лейтон помог девушке изучить актёрское мастерство и способствовал началу сценической карьеры, он же придумал для неё псевдоним Дороти Дин.

Дороти Дин на картине «Кренея», 1880. Коллекция Переса Симона, Мехико
Дороти Дин на картине «Кренея», 1880. Коллекция Переса Симона, Мехико

Общество активно обсуждало переезд Дороти Дин в новую квартиру в престижном районе Авонмор-Гарденс, в стиле оформления интерьера которой чувствовалась «рука» Лейтона, совместное пребывание художника и его модели в Италии, появление живописца в театральной ложе на её спектакле, где он приветствовал молодую актрису восторженными аплодисментами.

Поступки Дороти Дин соединяли в себе смелость и наивность: невзирая на строгие устои пуританской Англии, она позировала обнажённой, и, оставаясь незамужней, появлялась в общественных местах в сопровождении пожилого поклонника, открыто покровительствовавшего ей.

«В саду гесперид», около 1892. Национальный музей Ливерпуля
«В саду гесперид», около 1892. Национальный музей Ливерпуля

Вокруг Лейтона витало множество слухов: одни считали Дороти Дин его женой, другие обращали внимание, что из всех приглашённых гостей только итальянский живописец Джованни Коста оставался в доме художника на ночь.

Читайте также:💕

Так или иначе, репутация Фредерика Лейтона была непоколебима и он оставался «образцом нравственности в высшем обществе». Будучи неизменно добрым и щедрым к своим моделям и начинающим художникам, мастер испытывал облегчение, пребывая в уединении, и не стремился к установлению тесных связей.

«Медовый месяц художника», 1864. Museum of Fine Arts, Boston
«Медовый месяц художника», 1864. Museum of Fine Arts, Boston

Прелестная Дороти Дин присутствует на многих его картинах, в том числе – знаменитом «Пылающем июне».

«Пылающий июнь», 1895. Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико. Картина «Flaming June» была написана Фредериком Лейтоном за год до смерти и её сюжет никак не связан ни с библейскими, ни с мифологическими темами. Идея пришла ему в голову, когда он увидел Дороти Дин уснувшей в кресле в его мастерской. «Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, – говорил художник, – и я решил изобразить её». Справа в верхнем углу изображена ветвь ядовитого олеандра, напоминая, что «сон подобен смерти»
«Пылающий июнь», 1895. Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико. Картина «Flaming June» была написана Фредериком Лейтоном за год до смерти и её сюжет никак не связан ни с библейскими, ни с мифологическими темами. Идея пришла ему в голову, когда он увидел Дороти Дин уснувшей в кресле в его мастерской. «Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, – говорил художник, – и я решил изобразить её». Справа в верхнем углу изображена ветвь ядовитого олеандра, напоминая, что «сон подобен смерти»

В 1860-х в Лондоне Лейтон общался с прерафаэлитами, и влияние творцов, прославлявших красоту белокожих рыжеволосых див, явно прослеживается в картинах английского баронета.

«Bianca», 1862. Королевская коллекция британской королевской семьи
«Bianca», 1862. Королевская коллекция британской королевской семьи
«Девушка с рыжими волосами», 1895. Частное собрание
«Девушка с рыжими волосами», 1895. Частное собрание

В 1896 году Фредерик Лейтон первым из британских художников был удостоен титула лорда. Патент на имя барона Лейтона был выдан 24 января 1896 года. На следующий день, 25 января, лорд Лейтон скончался от стенокардии. После его смерти наследственный титул был аннулирован, а художник, похороненный со всеми почестями, нашёл упокоение в лондонском соборе Святого Павла.

«Воспоминания» («Memories»), 1893. Частная коллекция. Моделью для картины стала Эдит Эллен Дин, сестра Дороти
«Воспоминания» («Memories»), 1893. Частная коллекция. Моделью для картины стала Эдит Эллен Дин, сестра Дороти
«Елисей, воскрешающий сына Сонамитянки», 1881. Частное собрание
«Елисей, воскрешающий сына Сонамитянки», 1881. Частное собрание

Дороти Дин, чья звезда закатилась в середине 1890-х, умерла от перитонита 27 января 1899 года в спальне своей квартиры в Авонмор-Гарденс. «Её очень любили, и о ней будут скучать все, кто её знал», – писала в некрологе лондонская газета «Эра» о той, которую называли «видением красоты» и «чувственной и колючей Трагической Музой».

Барон Фредерик Лейтон (Frederic Leighton, 3 декабря 1830–25 января 1896). Английский художник, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), в некоторых отношениях близкий к прерафаэлитам
Барон Фредерик Лейтон (Frederic Leighton, 3 декабря 1830–25 января 1896). Английский художник, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), в некоторых отношениях близкий к прерафаэлитам
«Бьянка», 1881. Дом-музей Фредерика Лейтона, Лондон
«Бьянка», 1881. Дом-музей Фредерика Лейтона, Лондон

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Подписывайтесь, делитесь впечатлениями в комментариях, и до встречи на канале!

«Паоло», 1875. Частное собрание
«Паоло», 1875. Частное собрание
«Нисандра», частное собрание
«Нисандра», частное собрание
«Павония», 1858–1859. Именно эта картина была приобретена принцем Уэльским
«Павония», 1858–1859. Именно эта картина была приобретена принцем Уэльским