Я знаю, что ничего не знаю. Сократ
Сильное и точное изречение Сократа, мчащееся сквозь века и тысячелетия не теряя своей точности и глубины.
Знание само по себе является ограничением, незнание – безгранично. Посмотрите прямо сейчас на что-нибудь рядом с собой, выделите предмет и обратите на него внимание, заметьте, что на каждый предмет у нас автоматически накладывается некое представление и знание о нем, но при детальном рассмотрении это знание скудно и ограничено, оно не может быть богаче по своему содержанию чем сам предмет.
Возьмём к примеру яблоко (у вас под рукой может быть иной предмет, возьмите что-нибудь для эксперимента), предмет дан нам непосредственно в чувственном восприятии, его можно потрогать, пощупать и помыслить, опишем его как: «Красное яблоко, сорт Антоновка, сладкое на вкус, мягкое и т. д.» и это наше совокупное понятие - знание о нем, но, разве данное понятие (знание) может быть богаче самого яблока? Даже если мы опишем его точным научным языком, выделим все содержание и богатство вплоть до молекулярного уровня и опишем в трех томах по 900 страниц каждый – все равно полученное знание не будет богаче самого яблока. Это невозможно, потому что любые чувственные, абстрактные (мыслительно-понятийные) знания хоть и выделяют сущность предмета, но тем не менее, они не являются конечным и абсолютным описанием.
Знание не только ограничивает но ещё и пленит, вызывает разные чувства и переживания к которым мы глубоко привязываемся, наше воображение застревает в знании и смакует его, а если оно берется как основа для нашего самоутверждения (я знаю больше чем другие, использую знание для манипуляций) – это раздувает эго, нашу гордыню, человек впадает в иллюзию, он думает что преисполнился в своем знании, начинает считать себя богом.
Речь идет не о вреде знания самого по себе, речь идет о излишней привязанности к какому-либо знанию, возвеличивании его, когда мы возводим его в абсолют не подвергая никакому сомнению, в этот момент мы становимся ограниченными, рабами убеждения. А в "состоянии" не-привязанности к какому либо знанию мы отдаёмся власти безграничной и всеобъемлющей неизвестности, бесконечной глубине не-знания. Именно такой подход к знанию был в основе у выдающихся ученых всех времен, прорывами и открытиями которых мы пользуемся, постоянное сомнение в своём знании.
И так, мы наглядно выяснили и подтвердили в конкретных примерах, что, любое знание – это ограничение, тень реального объекта или явления, оно не может охватить всю его глубину и богатство, да это и невозможно в принципе. По этому, на сколько глубоки бы небыли наши познания (убежденности) о мире и самом себе, это все ничто по сравнению с бесконечной глубиной бытия, и лишь только тотальное незнание может охватить его целиком, незнание тождественно всему тому, что мы не можем охватить ограниченным знанием. В контексте процесса познания себя, мы приходим к самопознанию через отрицание знания о мире и себе (конкретное, ограниченное знание) – к абсолютному незнанию (безграничному знанию), ибо незнание тождественно абсолюту, а абсолют и есть знание само по себе. Отказавшись от ограниченного знания – мы приобретаем безграничное (сами становимся таким знанием).
В этом моменте раскрывается суть выражения "лишь утратив всё (все знания), до конца, мы обретаем свободу".
#философия #абсолют