Когда на консультациях родители слышат от меня «Делаем артикуляционную гимнастику каждый день», у них начинает глаз дергаться. Сбивчиво мама начинает рассказывать все неудачные попытки выполнения артикуляционной гимнастики и просит у меня какие-нибудь лайфхаки или идеи, чтобы сделать скучные движения интересными.
В своей практике артикуляционную гимнастику с детьми мы как только не делали. В движение, с предметами, с картинками, с кисточкой, со стикерами, со сказками с музыкальными инструментами и просто с подручными средствами. Я ни разу не слышала от ребенка протест в сторону гимнастики.
Расскажу подробнее про некоторые идеи, которые вам показались интересными.
Сказки для язычка
Все дети любят сказки. Почему бы не воспользоваться этой детской слабостью?
Если в интернете ввести в поисковой строке «Сказки для артикуляционной гимнастики», то материалов будет очень много.
Например, есть сказки в стихотворной форме:
Артикуляционные сказки
(Т.В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А можно сказку придумать здесь и сейчас.
Жили-были три лягушки-подружки. Они никогда не грустили, а только веселись, смеялись, улыбались (выполняем упражнение «Лягушка»). Однажды, гуляя в парке, лягушки-подружки увидели красивые качели. Побежала первая лягушка-подружка качаться (выполняем упражнение «Качели»), побежала качаться вторая лягушка-подружка (выполняем упражнение «Качели»), побежала качаться третья лягушка-подружка (выполняем упражнение «Качели»). Покачались лягушки-подружки и решили прокатиться на лошадке (выполняем упражнение «Лошадка»). Покатавшись на лошадке, лягушки-подружки пошли в гости к бабушке. Бабушка попросила лягушек покрасить ей заборчик вокруг цветов. Лягушки-подружки с удовольствием стали помогать бабушке (выполняем упражнение «Маляр»). Пока лягушки красили забор, бабушка напекла вкусных блинов с яблочным вареньем. Лягушки-подружки сели обедать блинчиками. Каждая лягушка съела по пять блинов и по тарелочке варенья (выполняем упражнения «Блинчики», «Варенье»). После обеда лягушки-подружки решили устроить бабушке концерт. Они по очереди играли на дудке (выполняем упражнение «Дудка»).
Для артикуляционных сказок обязательно нужны предметы, которые будут символизировать упражнение или картинки с упражнениями. Взрослый рассказывает сказку и по мере появления «персонажей» ребенок выполняет упражнение.
Артикуляционная гимнастика с файликом, пластиковой папкой и другой поверхностью, где можно рисовать и стирать нарисованное
Детям всегда интересно смотреть процесс создания какого-то рисунка. Гимнастика с элементами рисования очень нравится детям.
Рисовать схемы для гимнастики можно маркером на файлике. Фигуры для упражнений подбирайте любые. Это могут быть даже схематичные изображения названий упражнений.
Опорные картинки
Опорные картинки один раз сделал и пользуешься ими много лет, и придумываешь с ними разные идеи:
- Переворачиваешь картинку и делаешь упражнение, которое нарисовано
- Найти картинку и сделай упражнение
- Достать карточку из мешка и выполни упражнение
- Кто спрятан под стаканом (тарелкой, носком, кубиком и т.д.)
- Картинки лежат в разных местах в комнате. Взрослый называет ребенку место, где лежит картинка. Ребенок ищет это место, берет картинку и делает упражнение.
Еще есть вот такие идеи выполнения гимнастики
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые видео и статьи
#логопед #артикуляционная гимнастика #идеи игр