Уже пустые этажи Торговых комплексов. Что дальше?
Огромные дыры уже зияют в наших торговых комплексах от закрытых магазинов. Уход крупноформатных якорей таких, как OBI, Zara, H&M и т.п. ставит крест на развитии торговых комплексов или даёт новый шанс?
Читай: Какие магазины обещали уйти из России, но остались
Мы сейчас проходим шоковый период и хочется найти хоть, что-то положительное во всём этом потоке санкций, несправедливости и море страдания.
Вспомните 2020 год начало карантинного безумия и с какой невиданной скоростью бизнес погружался в новую для себя реальность. Те, кто ещё буквально пару месяцев до начала первого локдауна говорил, что у них никогда не будет интернет-магазина, т.к. «товар дешёвый и доставка нерентабельна». Но ситуация заставила буквально за несколько недель и таких скептиков запустить интернет-продажи.
Но мы все с нетерпением ждали возврата в торговые комплексы не все торговые комплексы дождались полного возврата, но всё-таки торговые комплексы наполнились.
И вот теперь новая беда уход тех, кто в значительной мере генерировал трафик в ТЦ: Inditex со своими замечательными брендами Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius и т.п., H&M, OBI и т.д.
Что хорошего в этой ситуации может быть?
Занять эти площади новым ритейлом задача из разряда фантастических. Даже, если часть из этих компаний вернётся или даже большая их часть вернётся, то девелоперы понимают, что они могут повторить этот трюк с уходом ещё раз. И кому нужен такой, мягко говоря, ненадёжный арендатор!
Покупатель приходил в торговые комплексы за товарами, а если его нет, то он вынужден перестраиваться на другие каналы, т.е. если они вернутся, то покупатели могут не вернуться, т.к. они купят у других компаний и в других каналах (цифровых каналах).
Скорее всего это приведёт к полному переформатированию торговых комплексов из торговых в помещения иного назначения и делать это будут стремительно.
И возможно, то, что мы прогнозировали в «Шокирующих трендах в ритейле на 2022 год» относительно недвижимости может произойти в ближайшее время.
Вот цитата:
4. Новые типы складов В ближайшие 2 года первые торговые комплексы начнут полностью отдавать свои площади под dark-stores и dark-kitchen. Начнётся процесс массовой трансформации торговых комплексов и уход их от функции торговли к функциям жилья, складов и полупроизводственных помещений. Торговые комплексы, которые в первых рядах проведут такую трансформацию, выиграют время у тех, кто ещё не решается на радикальные изменения, то есть убрать неэффективных арендаторов и стать просто складами.
Что здесь хорошего?
Если в цифровые каналы мы погружались благодаря известным событиям всем миром, то трансформировать торговые комплексы под воздействием внешних обстоятельств придётся только нам.
Такая скорость трансформации поможет пройти этот болезненный процесс очень быстро - по шоковому сценарию, но он же позволит вывести всю коммерческую недвижимость на новый уровень, как и предыдущий шок вывел ритейл на новый уровень. Новая концепция «Торговый комплекс 4.0» и «Магазин 4.0 – новый ритейл» станут новыми технологическими прорывами.
А там посмотрим, кому это будет интересно в мире получить новые технологии. Мир-то большой и новый подход в функционировании торговой недвижимости может быть востребован.
Автор Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор концепции "Магазин 4.0 -новый ритейл".
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал Агатов Борис Tech Магазин 4.0, что участвовать в обсуждениях и оперативно получать информацию.