Слова могут paзpyшaть или созидать. Разумная речь может создать счастье; беспечная - может yничтoжить. Осознанная речь - это глубокая практика.
- Тхить Нхат Хань
Допустимые пределы значительно превышены
Каждый день мы производим и слышим смог из слов, которые отупляют нас и делают нас больными, бессмысленными и paзpyшeнными. Смог лишает нас воздуха, чтобы думать, и пространства, чтобы чувствовать.
Приятно ли Tебе слышать, как Твои коллеги/ знакомые/ соседи сплетничают и ненавидят друг друга? Как они постоянно жалуются, ноют или просто несут чушь? И приносит ли это Тебе пользу, когда Ты присоединяешься к ним? Это никогда не приносит мне пользы. Чаще всего я не замечаю, потому что зацикливаюсь на том, как бы покончить со сплетнями, нытьем и чушью, или просто расстраиваюсь из-за того, что мне снова приходится слушать, вместо того чтобы развернуться и уйти. Мне никогда не помогает быть в этом смоге и производить его самому, думаю, я не одинок в этом.
Минимализм в речи - это противоядие, это большое дерево, которое своими зелеными листьями снова очищает воздух; осознанно говорить то, что должно быть сказано... или молчать.
Я хочу снова иметь возможность дышать свободнее, жить и говорить более осознанно. Создать больше пространства для тишины во мне и вокруг меня. Наслаждаться покоем тихого монастыря.
Я хочу создать этот минимализм. Если Ты со мной, вот несколько мыслей для начинающих минималистов.
Слышать / прислушиваться
Прежде чем решить, говорить или молчать, мы должны послушать. К тому, что говорит язык и тело другого человека. И к тому, что возвещают наши чувства.
При этом мы поймаем себя на том, что осуждаем другого человека ("Такой высокомерный бoлвaн") или себя ("Я нeнaвижy чувствовать себя неловко, когда мне приходится иметь с ним дело"). Это нормально, мы просто должны снова отпустить эти мысли, поскольку они лишают нас ясного видения ("О, я сейчас осуждаю... Мне лучше снова сосредоточиться на том, что реально").
Мы смотрим на ситуацию здраво, а не болтаем вслепую.
Говорить или молчать
"Нужно молчать или говорить то, что еще лучше молчания", - говорил Пифагор.
Разговоры и молчание могут быть золотом, серебром - или ядом. Когда лучше молчать, а когда говорить? Никто не может отнять у нас это решение.
Мое практическое правило гласит: "Внеси свой вклад с намерением изменить ситуацию к лучшему или засунь палец в рот и заткнись".
Мы сознательно выбираем говорить или просто воспринимать то, что есть.
Сначала проверь, потом говори
В старой истории один фермер узнал, что его сосед Говорун распускает о нем злые слухи, поэтому он призвал его к ответу. "Я беру все свои слова обратно, мне очень жаль", - ответил Говорун. Мужчина молча и серьезно посмотрел на него и сказал, что он примет извинения, но клеветник заслуживает небольшого наказания. Говорун был доволен предложением и принял его. Фермер принес подушку, набитую перьями, разрезал ее и выбросил перья в воздух. Ветер разметал их во все стороны, и фермер сказал: "Итак, Говорун, теперь собери все перья снова и засунь их обратно в подушку". Затем глаза Говоруна расширились. "Это невозможно, - сказал он, - ветер разбросал их повсюду! Фермер кивнул. "Видишь ли. Рассыпанные по ветру, перья летят повсюду, и мы не знаем, где и как они приземляются. Тогда как ты можешь просто хотеть вернуть клевету?".
Как только слово покидает наши уста, мы не можем его поймать.
Мы знаем об этом и проверяем, прежде чем говорить.
При этом мы можем руководствоваться "тремя ситами" Сократа, через которые должны пройти все наши слова, прежде чем мы откроем рот:
1-е сито: уверены ли мы, что то, что мы хотим сказать, является правдой?
2-е сито: отмечены ли слова добротой?
3-е сито: необходимо ли говорить это?
Говорить без насилия (сеять любовь вместо сопротивления)
На напряженной работе и редко спокойной личной жизни мы быстро говорим неосторожно, набрасываемся на коллег или партнеров, обвиняем их.
Маршалл Розенберг разработал "Ненасильственное общение" - мы не намекаем и не обвиняем другого человека в чем-либо. Потому что инсинуации и обвинения только создают сопротивление, которое приводит к тому, что другой человек либо не действует, либо не убежден, но все равно действует из страха.
"Когда я вижу А (наблюдение), я чувствую Б (эмоция), потому что мне нужно В (потребность). Так что теперь я хотел бы Г (просьба)".
Так что это не "Ты, ("редиска"), опять не выбросил мусор, очевидно, я тебе безразлична. Если ты сделаешь это еще раз, я соберу свои вещи и уйду от тебя".
Но скорее:
"Я видела, что ты не вынес мусор. Когда я вижу это, мне становится грустно. Я бы хотела, чтобы мы вместе занимались домашним хозяйством. Пожалуйста, убери мусор".
Заметил разницу? Твой собеседник тоже это почувствует.
Когда мы говорим, мы говорим мирно.
Говори просто
"Человек должен говорить просто, но думать сложно, а не наоборот", - сказал один политик. Внимательное мышление подходит мне даже больше, чем сложное. Иначе: Дай пять, господин Политик.
Как часто мы запутываем предложения, прибегаем к высоконаучным словам или туманным выражениям, которые уже никто не понимает... и при этом считаем себя безумно умными?
Сложная речь - это глупость.
Мы говорим просто и ясно.
Говорим тихо. Живём громко.
Не слова дают нам силу, а дела.
Поль Клодель сказал об этом так: "Говори только тогда, когда тебя спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали".
Мы болтаем меньше, но позволяем говорить нашим поступкам.
Спасибо, что дочитал 😉