В последние десятилетия количество писателей и сценаристов растёт день ото дня. И в попытках выдумать хоть что-то новое, оригинальное они изобретают разнообразные, подчас странные жанры. Но так как и жанры все давно придуманы, в ход идёт микширование, и создаются своеобразные винегреты из классических жанров. Степень «съедобности» этих винегретов разная, потому что большинство из них требуют особого мастерства повара… то есть автора.
Вот об одном таком жанре и пойдёт разговор в этой статье. Правда, надо заметить, что новым у него является только название, а сам он в литературе существовал со времён Апулея.
Что такое драмеди
Термин этот появился в киноиндустрии, впрочем, как и многие названия современных жанров и сюжетных приёмов. Статьи о некоторых из них можно почитать, пройдя внизу по ссылке. Название отражает суть: драма + комедия. Соединение этих, казалось бы, противоположных жанров, способно пробудить целый спектр ярких и разнообразных эмоций и зрителей, и читателей, чего, собственно, и добиваются сценаристы и писатели.
Однообразные, хоть и сильные впечатления быстро надоедают, вызывают скуку и желание «чего-то новенького». Психологи такое состояние, возникающее из-за отсутствия новых впечатлений, называют «сенсорной депривацией». Оно плохо влияет на настроение и физическое состояние человека и пробуждает потребность, забросить все надоевшие книги, фильмы и найти хоть что-то, что может пощекотать нервы. Увы, некоторые находят алкоголь и наркотики. Но сейчас не об этом.
Произведения жанра драмеди успешно позволяют бороться с сенсорной депривацией, так как вызывают противоположные эмоции, что позволяет читателю и зрителю не заскучать. Эту цель и преследовали кинематографисты 80-х годов XX века, когда создали новый сериальный жанр — драмеди. Родом драмеди из США, и стало своеобразным ответом на приевшиеся сериалы в стиле ситкома. Зрителям просто надоедали глупые шутки и нелепые ситуации, в которые постоянно попадают герои. Вот и появились фильмы, где серьёзный драматический сюжет дополняется элементами ситкома.
Одним из первых удачных примеров жанра стал сериал «Детективное агентство "Лунный свет"». Кстати, этот сериал можно считать и демонстрацией одного из интересных сценических приёмов — «разрушение четвёртой стены». Правда появляется приём ближе к концу сериала тоже, видимо, для оживления внимания зрителей.
Чем отличается драмеди от трагикомедии
На первый взгляд отличаются эти два жанра только названием, да ещё тем, что драмеди родилось в кинематографе и считается сериальным форматом. Однако и более серьёзные отличия тоже имеются, так как в основе этих направлений разные классические жанры: трагедия и драма. Драматическое произведение предполагает и конфликты, и накал страстей, и серьёзные межличностные и внутриличностные проблемы. Но в целом ничего экстраординарного в этом нет, со всеми признаками драмы мы встречаемся в жизни, и как бы ни сложны были проблемы, они решаемы. В драме герои могут не справиться с ситуацией и остаться у разбитого корыта, но это всё равно жизненная и в какой-то степени обычная ситуация. Например, измена любимого человека — это драма, она тяжело переживается, и не всегда человек выходит из неё без моральных потерь. Но это не трагедия.
А трагедия — это такая ситуация, которая приводит к краху, и крах этот неизбежен, потому что проблемы невозможно решить. Измена близкого человека — это драма, а смерть — это трагедия. В драмеди ситуацию измены можно свести к известной фразе: «Если невеста уходит к другому, то неизвестно, кому повезло». А в трагедии так сделать нельзя, поэтому жанр трагикомедии весьма специфический.
И трагикомедия всегда имела претензии на звание высокого жанра, из-за этого и чувства, и страсти героев здесь высокие, и трагедия часто нравственная. А трагичность подчёркивается ещё и тем, что герои с их высокими чувствами и страстями кажутся смешными. Помните Карандышева из «Бесприданницы» А. Н. Островского? Впрочем, в отношении жанра трагикомедии есть одна оговорка — произведение не должно заканчиваться смертью главного героя. К жанру трагикомедии, например, принято относить многие пьесы А. П. Чехова («Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка»).
В общем, этот жанр для серьёзного писателя. А в драмеди всё проще и легче – и для автора, и для читателя.
Драмеди в литературе
Как я уже писала выше, в литературе драмеди существует давно, только пишущие в этом формате авторы не знают, что их произведения так называются.
Писателей не зря считают знатоками человеческих душ и человеческой жизни, а обычная жизнь не бывает ни сплошной хохмой, ни беспросветной трагедией. И то и другое противоестественно. Чем драматичнее ситуация, в которой находится человек, тем отчётливее его желание увидеть что-то светлое, чему-то порадоваться. Так наш мозг оберегает себя от мрака и бездны депрессии, а то и от безумия. К тому же в драмеди речь и не идёт о трагедии. А драма в жизни — обычное дело.
Поэтому в литературе произведений этого жанра всегда было много, начиная с «Метаморфоз» Апулея, — произведения древнеримского автора, в котором рассказывается о драматических последствиях ошибки юноши Луция. Он, изучая магию, пожелал превратиться в птицу, но превратился в осла. И, читая о приключениях юноши в облике животного, не знаешь жалеть его или смеяться над ним.
В произведениях русских классиков к драмеди можно отнести не только «Горе от ума» А. С. Грибоедова, но и в какой-то мере роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
А в настоящее время эта смесь драмы и комедии популярна в любовных романах, особенно в романтическом фэнтези. Не у всех авторов, конечно, этот микс получается удачно. Но уж как получается.
Но самым ярким примером драмеди в современной литературе, на мой взгляд, является серия книг о Космоолухах О. Громыко. причем романтической линии в них вообще нет. В её книгах и ситкомовские элементы яркие и оригинальные, и драматическая линия вызывает уважение и сопереживание героям. Там местами действительно не знаешь – то ли смеяться, то ли плакать.
Написать хорошее драмади, как вы сами понимаете, непросто. Так же как и соблюсти баланс смешного и драматичного — не «перехохмить» и не скатиться в трагедию. Да и далеко не все вещи можно осмеивать. Для хорошего драмеди необходимо чувство такта и меры.