Найти в Дзене

Драмеди — что это за странный жанр

Оглавление

В последние десятилетия количество писателей и сценаристов растёт день ото дня. И в попытках выдумать хоть что-то новое, оригинальное они изобретают разнообразные, подчас странные жанры. Но так как и жанры все давно придуманы, в ход идёт микширование, и создаются своеобразные винегреты из классических жанров. Степень «съедобности» этих винегретов разная, потому что большинство из них требуют особого мастерства повара… то есть автора.

Вот об одном таком жанре и пойдёт разговор в этой статье. Правда, надо заметить, что новым у него является только название, а сам он в литературе существовал со времён Апулея.

Что такое драмеди

Термин этот появился в киноиндустрии, впрочем, как и многие названия современных жанров и сюжетных приёмов. Статьи о некоторых из них можно почитать, пройдя внизу по ссылке. Название отражает суть: драма + комедия. Соединение этих, казалось бы, противоположных жанров, способно пробудить целый спектр ярких и разнообразных эмоций и зрителей, и читателей, чего, собственно, и добиваются сценаристы и писатели.

Однообразные, хоть и сильные впечатления быстро надоедают, вызывают скуку и желание «чего-то новенького». Психологи такое состояние, возникающее из-за отсутствия новых впечатлений, называют «сенсорной депривацией». Оно плохо влияет на настроение и физическое состояние человека и пробуждает потребность, забросить все надоевшие книги, фильмы и найти хоть что-то, что может пощекотать нервы. Увы, некоторые находят алкоголь и наркотики. Но сейчас не об этом.

Произведения жанра драмеди успешно позволяют бороться с сенсорной депривацией, так как вызывают противоположные эмоции, что позволяет читателю и зрителю не заскучать. Эту цель и преследовали кинематографисты 80-х годов XX века, когда создали новый сериальный жанр — драмеди. Родом драмеди из США, и стало своеобразным ответом на приевшиеся сериалы в стиле ситкома. Зрителям просто надоедали глупые шутки и нелепые ситуации, в которые постоянно попадают герои. Вот и появились фильмы, где серьёзный драматический сюжет дополняется элементами ситкома.

Кадр из сериала «Детективное агентство "Лунный свет"»
Кадр из сериала «Детективное агентство "Лунный свет"»

Одним из первых удачных примеров жанра стал сериал «Детективное агентство "Лунный свет"». Кстати, этот сериал можно считать и демонстрацией одного из интересных сценических приёмов — «разрушение четвёртой стены». Правда появляется приём ближе к концу сериала тоже, видимо, для оживления внимания зрителей.

Чем отличается драмеди от трагикомедии

На первый взгляд отличаются эти два жанра только названием, да ещё тем, что драмеди родилось в кинематографе и считается сериальным форматом. Однако и более серьёзные отличия тоже имеются, так как в основе этих направлений разные классические жанры: трагедия и драма. Драматическое произведение предполагает и конфликты, и накал страстей, и серьёзные межличностные и внутриличностные проблемы. Но в целом ничего экстраординарного в этом нет, со всеми признаками драмы мы встречаемся в жизни, и как бы ни сложны были проблемы, они решаемы. В драме герои могут не справиться с ситуацией и остаться у разбитого корыта, но это всё равно жизненная и в какой-то степени обычная ситуация. Например, измена любимого человека — это драма, она тяжело переживается, и не всегда человек выходит из неё без моральных потерь. Но это не трагедия.

А трагедия — это такая ситуация, которая приводит к краху, и крах этот неизбежен, потому что проблемы невозможно решить. Измена близкого человека — это драма, а смерть — это трагедия. В драмеди ситуацию измены можно свести к известной фразе: «Если невеста уходит к другому, то неизвестно, кому повезло». А в трагедии так сделать нельзя, поэтому жанр трагикомедии весьма специфический.

И трагикомедия всегда имела претензии на звание высокого жанра, из-за этого и чувства, и страсти героев здесь высокие, и трагедия часто нравственная. А трагичность подчёркивается ещё и тем, что герои с их высокими чувствами и страстями кажутся смешными. Помните Карандышева из «Бесприданницы» А. Н. Островского? Впрочем, в отношении жанра трагикомедии есть одна оговорка — произведение не должно заканчиваться смертью главного героя. К жанру трагикомедии, например, принято относить многие пьесы А. П. Чехова («Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка»).

Художник Вальтер Малино
Художник Вальтер Малино

В общем, этот жанр для серьёзного писателя. А в драмеди всё проще и легче – и для автора, и для читателя.

Драмеди в литературе

Как я уже писала выше, в литературе драмеди существует давно, только пишущие в этом формате авторы не знают, что их произведения так называются.

Писателей не зря считают знатоками человеческих душ и человеческой жизни, а обычная жизнь не бывает ни сплошной хохмой, ни беспросветной трагедией. И то и другое противоестественно. Чем драматичнее ситуация, в которой находится человек, тем отчётливее его желание увидеть что-то светлое, чему-то порадоваться. Так наш мозг оберегает себя от мрака и бездны депрессии, а то и от безумия. К тому же в драмеди речь и не идёт о трагедии. А драма в жизни — обычное дело.

Поэтому в литературе произведений этого жанра всегда было много, начиная с «Метаморфоз» Апулея, — произведения древнеримского автора, в котором рассказывается о драматических последствиях ошибки юноши Луция. Он, изучая магию, пожелал превратиться в птицу, но превратился в осла. И, читая о приключениях юноши в облике животного, не знаешь жалеть его или смеяться над ним.

В произведениях русских классиков к драмеди можно отнести не только «Горе от ума» А. С. Грибоедова, но и в какой-то мере роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

А в настоящее время эта смесь драмы и комедии популярна в любовных романах, особенно в романтическом фэнтези. Не у всех авторов, конечно, этот микс получается удачно. Но уж как получается.

Деталь обложки книги О. Громыко и А. Уланова "Космобиолухи".
Деталь обложки книги О. Громыко и А. Уланова "Космобиолухи".

Но самым ярким примером драмеди в современной литературе, на мой взгляд, является серия книг о Космоолухах О. Громыко. причем романтической линии в них вообще нет. В её книгах и ситкомовские элементы яркие и оригинальные, и драматическая линия вызывает уважение и сопереживание героям. Там местами действительно не знаешь – то ли смеяться, то ли плакать.

Написать хорошее драмади, как вы сами понимаете, непросто. Так же как и соблюсти баланс смешного и драматичного — не «перехохмить» и не скатиться в трагедию. Да и далеко не все вещи можно осмеивать. Для хорошего драмеди необходимо чувство такта и меры.

"Ситком в литературе"

"Разрушение четвёртой стены"

"Клифхангер - что это такое и какая от него польза"