Предположим, вам нужно разобраться в какой-то новой для вас предметной области. Также предположим, что эта область знаний относительно новая, относительно модная, да ещё и динамично развивается. Например, Agile, Kanban, ITSM, ITIL, что-то такое. Вроде бы существует уже десятки лет, но вы пока не очень знакомы, вам было не надо. А теперь — надо. Какими источниками знаний воспользоваться? Кажется, что вопрос тривиален — вот же Гугл, или Википедия, берём, читаем. Однако всё не так просто.
В Cleverics многие годы была хорошая традиция, мы каждый год выпускали книжку. Иногда это были книги, написанные нами, но чаще — книги других авторов, которые мы переводили с их разрешения. Все эти годы мы с коллегами занимались тем, что искали книги, достойные перевода. Перевод профессиональной литературы с английского на русский — большая работа, которую нельзя отдать кому-то на подряд, получится ерунда. Мы всё переводили и издавали сами, а потому выбор книги — дело ответственное.
Так вот, мне приходилось отсматривать многие десятки книг каждый год, и большую часть из них я отбрасывал на этапе чтения оглавления или первых разделов. Другую часть приходилось читать подольше, так как сразу было непонятно — вроде интересные вещи автор излагает, но пока не ясно к чему и зачем, и какая в итоге картинка вырисовывается. Потом становилось понятно, что ни к чему, ни зачем и никакая. ОК, убираем книгу в сторону. В этом процессе конкретное направление книг большой роли не играло — всё было более-менее одинаково и с книгами по ITIL/ITSM, и по Agile/DevOps, и по прочим областям знаний. В итоге приличного, интересного, достойного находилось в количестве ровно одна книга в год. У нас никогда не было очереди на перевод: вот эту книгу сейчас, а эту — после неё.
Мне было относительно несложно «фильтровать», так как я, смею надеяться, несколько знаком с предметной областью. Но если я был бы новичком и пытался в эту самую область «въехать»? Я бы запутался окончательно.
Помимо книг, в моей молодости было ещё понятие «периодическая литература» — например, профессиональные ежемесячные журналы. В детстве я читал «Радио» и «Моделист-конструктор». Да что там читал, я им даже писал письма, на которые получал ответы. Потом были «PC Week», «CIO», «Открытые системы» и другие... Всё это в прошлом, периодики больше нет. Зато есть Интернет, что дело только усложняет. Первая беда — слишком легко стало писать и публиковаться, слишком доступно. Вторая неприятность — пресловутый маркетинг, когда статья пишется не чтобы поделиться знанием, а чтобы что-то продать. В таком случае автору совершенно необязательно что-то понимать в том, о чём он пишет.
Итак, возвращаемся к исходному вопросу. Предположим, вам нужно разобраться в новой для вас теме. Просто так гуглить, читать книги наугад, смотреть видосики на YouTube и слушать подкасты популярных, но бестолковых авторов/спикеров — не вариант. Что делать?
У меня универсального рецепта нет. Я использую два способа, которые более-менее работают.
Первый: я пытаюсь понять кто из моих знакомых, либо знакомых моих знакомых является экспертом в данной теме, и обращаюсь к нему за рекомендацией источников знаний. Таким образом, работу по фильтрации мусора, я надеюсь, он уже проделал, что сэкономит мне время.
Второй: я постепенно накапливаю список конкретных фамилий, мнению и идеям которых я доверяю, и книги/статьи/видео которых я готов читать/слушать/смотреть. Например, для ITSM это Роб Ингланд (когда он ещё занимался ITSM), Ян Ван Бон, Дэвид Кэннон. Для DevOps (который управленческий DevOps): Джез Хамбл, Мирко Херинг. Для разработки ПО и Agile — Мартин Фаулер, Филип Крюштен. Для Канбан-метода и потокового производства — Патрик Стеарт, Трой Мадженнис, Дэниел Ваканти.
А как с такой проблемой справляетесь вы? Какие способы используете? Каким авторам доверяете?