XVIII век для Великобритании это период экономического и политического роста. Благодаря этому, складывается хорошая опора для развития национальной культуры и искусства. К этому времени английская литература внесла огромный вклад в развитие Европы, чего нельзя сказать об искусстве, т.к. долгое время в Великобритании ценились именно зарубежные художники.
Национальная школа изобразительного искусства начинает постепенно развиваться именно в эпоху Просвещения. Архитектура же имела возможность начать свое развитие еще в XVII в., поэтому к XVIII в. она могла не копировать континентальную школу, а выдвигать свои более интересные проекты.
В конце XVII в. английские архитекторы испытывали на себе влияние Палладио и в следующем столетии оно не угасло (это влияние было настолько сильным, что даже трудно сказать кого из них палладианство обошло стороной). К середине века ситуация начинает меняться в самую интересную сторону. Интерес заключается в том, что архитекторы, на базе литературы и археологии, начинают придавать значение готике, которую в Великобритании не редко относят к национальному стилю.
В своем развитии новый «готический стиль» в Англии прошел три этапа. Первый период отличает возникновение и формирование вкуса в среде английской аристократии. Началом второго этапа истории, получившего название Ранней Викторианской готики, послужило движение за восстановление римской католической церкви, строительстве и более сознательном изучении средневековых архитектурных форм. Третий период расцвета неоготики в Великобритании называют эпохой Высокой Викторианской готики с 50-х гг. XIX в. появляются здания, в первую очередь, церкви, с обильной полихромией фасадов и интерьеров. [7, с. 85].
Первый период тесно связан с такой выдающейся личностью как Гораций Уолпол (1717 – 1797 гг.).
Он отстроил свою виллу в Строуберри Хилл именно в готическом стиле. Гораций – английский писатель, основавший жанр так называемого готического романа. Его загородная усадьба стала воплощением замка из романа «Замок Отранто».
Перестройка виллы шла с 1747 по 1770 гг. и, как это часто бывало в григорианские времена, не по проекту архитектора, каким был назначен Робинсон, а по планам самого хозяина замка [1].
Еще до Уолпола в XVIII в. строились здания в готическом стиле, например, храм Свободы Джеймса Гиббса, который был возведен для Ричарда Темпла. С. Миллер добавил в свой дом, Рэдвей Гранд (1744 – 1746 гг.), множество готических элементов, затем он вносил такие же детали в Арбери Холл, Адлестроп Парк и Лакок Эбби.
Почему же популярность приобретает дом Уолпола? Дело в том, что английский писатель был первым, кто достаточно неординарно использовал этот стиль. Дом больше представлял из себя прихоть аристократа, т.к. он полностью отвергал символизм готического искусства, с которым были знакомы англичане ранее. Шкафы в замке выполнены по основе алтарной преграды старого собора Св. Петра в Лондоне, перекрытые галереи повторяли своды капеллы короля Генриха VIII, обои вестибюля – с преграды Винчестерского собора в Вочестере, преграда Гольбейна и лестница были позаимствованы из Руанского собора, а для украшения камина использовалась форма готической гробницы [2, с. 418]. Гораций привел англичан к мысли, что дом может выглядеть так, как люди пожелают. Он убирает символизм, свойственный готике и акцентирует внимание на эстетическую асимметрию и живописность декоративных элементов.
Сам же Уолпол незадолго до смерти писал: «Каждый истинный любитель готики должен воспринимать мои комнаты больше как плод фантазии, чем имитации».
Вывод:
Для Великобритании готика никогда не теряла своего важного значения. Преимущественно в том стиле всегда строились культовые сооружения. Эту фазу готического искусства часто называют survival (выживание), а термин revival (возобновление) относят именно к XVIII в.
О вновь возгоревшемуся интересу к готике можно говорить даже раньше. На мой взгляд, эта тема стала интересовать англичан еще после пожара в Лондоне (1666 г.). Город нуждался в восстановлении. На тот момент Лондон доверили Кристоферу Рену и, несмотря на то, что он был явным приверженцем барокко, в его проекте было предусмотрено четыре готические церкви. Естественно, что он не строил все самостоятельно, а являлся главным руководителем реконструкции города. Так что его проект заставил архитекторов того времени обратится к огромному списку документов о готике и сам этот факт положил начало заинтересованности готическим искусством.
Веяние, направленное на национальный характер в XVIII в., заставило аристократию задуматься о том, почему же готика используется только для культовых сооружений, если он является национальным стилем (а тогда они считали его таковым). Многие погрузились в раздумья: как же использовать этот стиль и в других постройках? Это привело к тому, что в здания мало-помалу вводятся готические элементы (стрельчатые окна, своды, ажурные мотивы). На то время идея Горация Уолпола превзошла все ожидания. Он не просто принес мысль о том, что люди вольны выбирать в каком стиле им строить дома, и свободно создавать шедевры, опираясь только на эстетические чувства. Дом Уолпола стал достопримечательностью еще в те времена. Ему удалось не просто реализовать идеи многих архитекторов, но и выразить в Строуберри Хилл веяния эпохи, которые были во многом связаны с литературой.
Список используемых источников
1. www.geographicbank.com/place2140-zamok-stroberri-hill-tuikenem-velikobritaniya
2. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / редкол. Н.В. Баранов (гл. ред.) [и др.]. – Москва : Издательство литературы по строительству, 1966 – 177. – Т. 7 : Западная Европа и Латинская Америка (XVII – первая половина XIX вв.) / А.В. Бунина [и др.]. – 1969. – 613 с.
3. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. – 16-е изд. – Москва : Изд-во АСТ, 1998. – 257 с.
4. Жермен, Б. История истории искусства / Б. Жермен. – Москва : Прогресс – Культура, 1994. – 528 с.
5. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней : учеб. пособие / Т.В. Ильина. – 5-е изд. – Москва : ИД Юрайт, 2011. – 435 с.
6. История искусства зарубежных стран 17 – 18 веков / В.И. Раздольская [и др.] ; под общ. ред. В.И. Раздольской. – 2-е изд. – Москва : Изобразительное искусство, 1988. – 512 с.
7. Михайлова, Ю.Ю. Готическое возрождение в архитектуре Англии XVIII – XIX вв. / Ю.Ю. Михайлова // Вестник СПбГУКИ. – 2014. – № 4. – С. 85 – 89.
8. Шестаков, В.П. История англйского искусства. От Средних веков до наших дней / В.П. Шестаков. – Москва : Галарт, 2010. – 472 с.