Набрела на информацию, что 22 февраля в Париже должна была закончиться демонстрация так называемой коллекции картин братьев Морозовых.
Стала искать каталог выставки. На сайте Третьяковки прочитала, что только они отправили 34 картины: "В состав экспозиции вошли более 200 шедевров изобразительного искусства конца XIX — начала XX века, созданных французскими и российскими живописцами. Среди них – Мане, Роден, Моне, Писсаро, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Сезанн, Сислей, Гоген, Ван Гог, Матисс, Дерен, Пикассо, а также Врубель, Головин, Коровин, Малевич, Репин, Гончарова, Ларионов, Серов, Машков, Кончаловский, Сарьян, Коненков и другие художники".
Полного каталога так и не обнаружила.
Я судорожно сглотнула гнев и беспокойство. Золото скифов, зависшее в Нидерландах, вспомнила. Выставку отвезли во Францию осенью. Сам Макрон открывал. Удивительную фразу в отчете об этом событии прочитала:
Французский президент подчеркнул, что убеждения братьев Морозовых - очевидный отпечаток того, что Россия является крупной европейской державой.
Даже сумма страховки на перевозку - с фантастической цифрой нулей. Стоимость всей коллекции озвучивать никто не решается.
Прочитала кучу хвалебных од в адрес относительно нового частного музея, построенного в Булонском лесу Fondation Louis Vuitton, куда и привезли выставку.
Безотносительно самого музея вспомнила, что одноименный магазин одним из первых нас покинул. Но по нему я как-то не скучаю, ибо не не видела себя в нем ни разу в жизни.
Прочитала интервью Михаила Пиотровского по следам выставки, которая побывала в Париже, в той же самой галерее в 2016-2017 году. Тогда он сказал:
- С частными институциями сотрудничать иногда лучше, чем с государственными, — они более свободны в принятии решений и в распоряжении средствами, готовы более внимательно слушать. Fondation Louis Vuitton с давних пор, еще до организации выставок, является спонсором Эрмитажа, участвует в нашем эндаумент-фонде. Это музей с замечательной архитектурой Фрэнка Гери, в пространство которого можно прекрасно вписать любую выставку. Мы очень довольны уже имеющимся опытом.
В конце интервью прочитала вопрос-ответ, который должен был меня успокоить:
- Возврат картин, конечно же, гарантируется?
- Гарантии абсолютно полные — президента Французской Республики и правительства.
Но в 2017 году, когда та выставка возвращалась, самолеты в Париж летали. А сейчас?
Устала искать комментарии работников Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина.
Нашла лишь заметочку в Газете.ру от 7 марта с заголовком "Экспонаты коллекции братьев Морозовых вернутся из Парижа в Россию".
Как - на палочке верхом?
Смотрю, кто за ними собрался.
"Экспонаты, по словам Швыдкого, защищены всеми необходимыми соглашениями, а "понимание с французскими партнерами существует".
Да, тот самый Михаил Швыдкой.
Перехожу по ссылке на рассказ о пресс-конференции, где Михаил Ефимович рассказывает - мол, владелец галереи господин Бернар Арно уже специально переговорил с Макроном. Безопасность более 200 шедевров "определяется законодательным актом Французской республики, а также страховыми документами, которые исключают то обстоятельство, что эта выставка может не вернуться в Российскую Федерацию".
Однако никого не мог оставить равнодушным заголовок в статье Le Figaro, появившейся уже 25 февраля.
"Может ли французское государство конфисковать коллекцию Морозова?"
Более миллиона посетителей видели выставку. "А с четверга соцсети переполнены сигналами с призывами ее захватить". Фигаро пишет, что в экспозиции есть картины из музеев Минска и Днепропетровска (жаль не указали, какие именно), что к собранию имеют отношение олигархи, в частности, Петр Авен, который ныне есть в санкционных списках. Однако "юридически коллекция неприкосновенна до 6 апреля включительно, в день истечения срока действия кредитного договора. Но что дальше ? Никто не знает".
Отвечает за возвращение по документам, как я поняла, этот самый господин Арно, миллиардер, который лично приезжал в 2016 году в Москву, чтобы поблагодарить президента Путина за то, что тот разрешил провести в его галерее выставку картин из коллекции Сергея Щукина. Вроде бы, тогда же получил согласие на проведение следующей.
Советник Бернара Арно Жан-Поль Клавери прокомментировал ситуацию для Фигаро: "Я хотел бы напомнить, что наша ответственность заключается в защите произведений. Поэтому мы проследим, как было условлено, когда они вернутся в свой музей. Если условия для их безопасного путешествия окажутся недостаточными, мы подождем".
Сейчас логистикой для организации доставки коллекции в Москву, пишут наши СМИ, занимаются несколько наших министерств.
Полотна принадлежат Эрмитажу и Пушкинскому музею. Организаторы гордились тем, что удалось объединить их в одной экспозиции. И планировали показать ее после возвращения москвичам в ГМИИ. Проект посвятили Ирине Александровне Антоновой.
Случайно увидела заметку о том, что в сентябре 2021 года в Пети Пале (Малом Дворце) в Париже открылась выставка "Живописать русскую душу" - более ста знаменитых работ Ильи Репина. Закрыться должна была в конце января.
Уезжали туда "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге", портреты Толстого, Тургенева, Мусоргского... Надеюсь, они дома.
Зашла на сайт галереи Луи Виттона. Увидела объявление о том, что выставка продлена до 3 апреля.
И несколько работ, которые особенно понравились, наверное, поставили. Я тоже их люблю.
Тикет купить предлагают.
Prices всего-то 5€ to 16€.
Теперь думаю - когда Макрон без конца Путину названивает и по полтора часа с ним говорит, может, и он про выставку что-то сообщает? В том числе, конечно. Хотя бы между делом. А то ведь у него там горячие головы уже предлагают ее продать, а деньги передать на самолет, напичканный далеко не картинами - в помощь "сопротивлению".
Не французскому, с которым мы действовали заодно в прошлом веке.