Фердинанд Ходлер (1853 - 1918) обрел всемирную известность, оставаясь в родной Швейцарии. Его слава была с заметным привкусом скандальности: одну из самых известных его картин, «Ночь», сочли непристойной. Правда, среди тех, кто оценил полотно на Парижском Салоне, были Огюст Роден и Пюви де Шаванн.
«Ночь» - картина символистская, тревожное размышление о жизни и смерти. К символизму относятся многие работы выдающегося швейцарца, в том числе еще один шедевр, вдохновленный, как считают исследовали, пьесами Мориса Метерлинка, - «Эвритмия». Молчаливые фигуры в белых одеждах движутся справа налево. Путь усыпан опавшими листьями – довольно прозрачная метафора разочарования.
Эвритмия и другие масштабные полотна и фрески Ходлера – тема для отдельного поста. А пока мы хотели бы показать вам его пейзажи – утонченные, гармоничные и лаконичные. Воды рек и озер, стволы деревьев, плывущие облака словно «рифмуются» друг с другом. Все подчинено спокойному движению. И на земле, и на воде, и на небе.
Многие свои пейзажи Ходлер написал в поздние годы, когда оказался в культурной изоляции. Художник протестовал против бомбардировки немцами Реймского собора во Франции. В итоге его исключили из всех немецких художественных объединений, а фреску в Йенском университете забили досками. Но, несмотря ни на что, Ходлер продолжал рисовать. Последние свои пейзажи он написал, глядя в больничное окно.