Данный текст написан задолго до нынешних событий, и рассказывает о том, как в мирное время выглядел город, ныне ставший местом жестоких боёв. В прошлой части (ссылка в конце поста) - история Мариуполя и панорамы его металлургических комбинатов.
Речка Кальмиус (она же - летописная Калка) и металлургический комбинат "Азовсталь" образуют восточную границу Старого города, к на западной границе - дома со шпилями в начале улицы Артёма:
Они же вблизи:
Почти модерновая дверь:
Сама улица имеет довольно неплохую застройку, на параллельной улице - базар и главный узел маршруток. Но нам подробно осмотреть удалось лишь саму Театральную площадь, застроенную после Великой Отечественной войны. Её визитная карточка - "дома со шпилями". Левый (если идти от автовокзала к площади):
И правый:
Напротив них - сквер за небольшим драмтеатром:
Напротив драмтеатра - ещё одни "ворота", попроще, открывающие ведущий к окраинам проспект Ленина (точнее, проспект начинается за площадью и обтекает её по краям):
Ещё здания на площади. Вот отличный конструктивизм:
Вот неплохой новодел - кажется, 5-звёздочный отель в перспективе:
Памятник жертвам голода 1930-х годов - сноп и колючая проволока:
За краем площади, в скверике - водонапорная башня, самое известное здание дометаллургического Мариуполя, индустриализация которого началась в 1890х годах Русским Провиденсом (ныне Завод Ильича) и продолжилась в 1930-х "Азовсталью":
район вокруг площади впечатляет своей чистотой и современностью. Будто бы и не город-завод, а курорт.
Чистая тенистая улица, ухоженный дом, и лепестки чего-то очень красивого, чуть ли не сакуры:
Селение в устье Кальмиуса, на месте Мариуполя, известно с 16 века - Кальмиусская слобода, или Домаха, самый дальний форпост запорожцев в Диком поле, центр самой большой и безлюдной административной единицы Запорожского Войска. В 1765 году Домаху в очередной раз разрушили татары, а в 1778 году, после разгрома Сечи, на том же месте был основан уездный город Павловск.
Спустя пару лет туда по приглашению Екатерины начали переселяться крымские греки под руководством Игнатия Мариупольского - впоследствии святого покровителя Донбасса. На побережье возникли десятки греческих селений, причём часть из них основали румеи (например, местные Ялта и Урзуф), а часть - урумы, то ли тюркоязычные греки, то ли православные татары (Сартаны, Старый Крым, Мангуш). Самое северное село Бугас - всего в 40км от Донецка, и там есть музей греческой культуры. Мариуполь же до своей индустриализации был тихим рыбацким городком.
Между площадью и комбинатом, на склонах азовского берега, и раскинулся Старый город. Его облик типичен для Новороссии - одноэтажные каменные дома с двориками вдоль прямых улиц:
Те же Николаев или Измаил, только меньше. Местами домики уже явно не купеческие - этакий частный сектор 19 века в тени высоких деревьев:
Местами и вовсе почти деревенские хаты:
Кто жил в этих домах - русские, украинцы, греки, евреи - на глаз и не отличить. И так выглядит почти весь Старый город, растянутый на несколько километров, выделяющихся в общей массе зданий тут единицы. Стоит сказать, что мы с Алиской гуляли в основном по краям Старого города, углубиться в него толком не успели, поэтому засняли очень немногое.
Старый Мариуполь действительно занимает огромную площадь, очень однообразен, довольно живописен, да ещё и отличается типично новороссийскими названиями улиц - всякие Итальянская, Греческая, Земская... Короче, как-то он не располагает искать отдельные выдающиеся дома. Зато, как и везде в исторической Новороссии, тут очень неплохая изнанка:
А вот чего в Старом Мариуполе нет - это церквей. Когда-то их в греческом городке было немало. Например, церковь Святой Екатерины (1780), где служил и был похоронен сам Игантий Мариупольский:
Или Харлампиевский собор (1845, 1891, вмещал до 5000 человек):
Или костёл на Итальянской улице (1853-60), в строительстве которого принимал участие тогда ещё подросток Архип Куинджи - вообще-то уроженец Мариуполя:
Но вопрос с религией большевики решили здесь по-простому - в 1930-е годы разрушили все храмы до единого. Не только в Мариуполе, но и в районе. Старый город ушёл в тень доменных печей, а греческие сёла на взморье исчезли как ансамбли. Единственная церковь, найденная нами в Старом городе - протестантский Дом Молитвы:
Большая часть Старого Мариуполя стоит на пологом приморском склоне. Из центра города, с улиц море почти не видно - но буквально в нескольких сотнях метров от воды берег резко обрывается:
Узкая полоса между косогором и побережьем занята самой колоритной частью Старого города:
Пейзаж совершенно не русский - если бы я увидел эту фотку без подписи, подумал бы на Балканы или даже Латинскую Америку:
Вид у всего этого местами очень трущобный:
Но тем и колоритный:
С одной стороны улицы упираются в холмы, с другой - в железную дорогу, проходящую по самому берегу:
Мы могли бы выйти к вокзалу, но пошли в другую сторону и в какой-то момент наткнулись на лестницу, по которой не замедлили подняться, обогнав какого-то алколоида, который минут 5 возился с бутылкой, так и не смог её открыть и наконец разбил.
В это же время наползла туча, так что панорама Мариуполя вышла серенькой - но думаю, видно, что она впечатляет.
Отсюда же неплохо виден Морской вокзал (?) в километре от железнодорожного, ныне судя по всему не действующий:
См. также: