Честно признаюсь, что зашла из любопытства. Хотелось взглянуть, что же сумели сделать реставраторы для воссоздания творения Александра Брюллова.
Мимо лютеранской церкви я ходила не один десяток лет. В 70-х здесь был бассейн «Водник», в который ходил папа. У боковых входов в здание перил не было и я, накачавшись на качелях на детской площадке, «варила кашу» в отверстиях для ограждений.
Земля для строительства была подарена лютеранам Петром II (внуком Петра I). Храм построили за два года и в 30-е 18 века освятили в честь св. Петра и Павла. Здание #кирхи было кирпичное с деревянной башенкой. Простояло оно без малого век и стало разрушаться. Николай I принял решение о постройке нового храма.
По проекту Александра #Брюллова началось возведение церкви. Брат архитектора, Карл Брюллов написал для храма большое полотно «Распятие», которое было одним из главных украшений алтаря. Сейчас можно увидеть уменьшенную копию картины, оригинал был передан Русскому музею. В боковых нефах А. Брюллов создал трёхъярусные галереи, где прихожане #общины могли стоя петь и молиться в течение богослужения.
Во второй половине 19 века на обе башни подняли колокола, изменили убранство, создали витражи, у входа поставили скульптуры апостолов Петра и Павла. Так лютеранская церковь окончательно приобрела свои характерные черты – сдержанность и простоту.
Революция для культовых сооружений стала разрушительной. Церковь была закрыта, предметы искусства и убранства конфисковали, уникальный орган утилизирован и в здании разместили склад. В конце 50-х началась перестройка под #бассейн. Предполагалось создание самого большого ленинградского бассейна с 10-ти метровой вышкой.
Поднявшись по винтовой лестнице на 3-й этаж, я оказалась у бывшей чаши бассейна. Каким был интерьер можно только догадываться, остались высокие крестовые своды, окна и стены. В свое время конструкция здания была полностью изменена и восстановить ее невозможно.
На бетонном полу установлены скамьи, здесь же проходят #концерты органной музыки. Община сначала приобрела один орган, а пять лет назад - второй.
С двух сторон зала находятся трибуны, под ногами плитка бывшего бассейна. Реставраторы подняли пол до второго этажа и трибуны третьего этажа соединили с залом. Вероятно, идея мастеров состоит в том, чтобы сохранить память о прошлом периоде и предоставить верующим зал. По этой же причине в подвале, который называют «Катакомбами» работает арт-пространство, где проводятся выставки и спектакли.
Со стороны Невского проспекта сооружение напоминает лютеранские храмы западной Европы. На фасаде две башни, между ними ангел, обнимающий руками крест. В архитектуре мягко переплелись формы русского классицизма и романской базилики.
С двух сторон от входа #фонари в кованном кружеве. Именно эти светильники по непонятной причине до сих пор оказывают на меня почти магическое действие. В ветреную погоду они слегка раскачиваются и напоминают о минувшем.
В 93-м #Петрикирхе передали лютеранам и началась реставрация. В конце прошлого года кирхе вернули исторические часы, солнечные и со стрелками. Их воссоздали по сохранившимся чертежам, в свое время часы сняли для реставрации и долгое время обе башни стояли без украшений, задуманных Брюлловым.
Реставрационные работы из-за недостаточного финансирования продвигаются медленно. Прошла по коридору третьего этажа вперед, за одной из дверей услышала звуки балалайки, напротив увидела витрины с творческими работами прихожан. Кроме кружков работают два волонтерских проекта «Суп и хлеб», «Комната одежды», но чувство, что нахожусь в бассейне довольно стойкое.
Спасибо, что прочитали!