Согласно теории Л.С. Выготского социум и язык играю важную роль в обучении. Жан Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит стадиями, Выготский считал, что дети развиваются в результате социального взаимодействия.
Выготский считал, что человек рождается с определенным набором натуральных функций. Наше социальное и культурное окружение позволяет человеку использовать эти психические функции и в конце концов овладеть высшими психическими функциями.
В идеале это развитие происходит в ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождения между уровнем актуального развития, определяемого степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством значимого старшего.
Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.
Зона актуального развития - психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались. Ребенок выполняет, связанные с этими умениями и навыками задачи без помощи взрослых.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок не может выполнить самостоятельно без помощи взрослого.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой может нуждаться в более содержательной помощи.
Для иллюстрации Выготский сравнивал двух 7-летних детей, уровень деятельности каждого из которых, измеренный при помощи тестов, соответствовал норме для детей 7-летнего возраста. Один ребенок с помощью наводящих вопросов и демонстраций мог с легкостью решать задачи, разработанные для детей на 2 года старше его. Однако другой ребенок, даже под руководством и после демонстраций, мог решать лишь те задачи, которые «опережали» уровень его развития всего на 6 месяцев. Выготский подчеркивал, что для достижения полного понимания когнитивного развития детей, разработки соответствующих ему программ обучения нам необходимо знать как актуальный, так и потенциальный уровни развития детей.
Помощь взрослого ребенку состоит из нескольких этапов:
- Подсказать как сделать
- Показать наглядный пример
- Показать способ действия (в случае письма взяв его руку в свою вместе с карандашом).
Например, воспитатель в саду указывает ребенку на пуговицы на его рубашке и просит расстегнуть пуговки и снять рубашку перед сном. Ребенок начинает дергать и рвать их, пытаясь просунуть в петли. Воспитатель предлагает свою помощь в осуществлении этого процесса: берет пуговку аккуратно расстегивает. Далее ребенок изъявляет желание расстегивать пуговицы вместе. После повторения итераций на 4-5й день ребенок при попытке воспитателя помочь говорит: Я САМ.
У ребенка появилась зона ближайшего развития когда он изъявил желание расстегивать пуговицы вместе с воспитателем. Когда же ребенок начал делать это самостоятельно у него появилась зона актуального развития.
Этот принцип можно применить ко всем видам обучения и развития высших психических функций. Только те, кто обучаются с помощью более значимого старшего могут достичь реализации своего потенциала. Выготский верил, что в зоне ближайшего развития обучение предшествует развитию. Это означает что ребенок способен научиться навыку, который находится за пределами способностей детей его возраста.