Найти тему

20-минутка № 1

По моим наблюдениям у ребенка есть сложности с речевым дыханием. Как я это поняла? Длинные слова и фразы он говорит с запинкой, как будто делит на несколько частей. Возникает ощущение, что набирает воздух или сглатывает слюну. Пока не совсем разобралась, но посчитала нужным поработать над речевым дыханием. А именно - над длительным выдохом.
Самое простое упражнение, которое я нашла, - продолжительно дуть на кусочек бумаги, чтобы видеть как она раздувается. Губы при этом должны быть собраны в "трубочку", а щеки не надуты. Для дошкольников существует много вариаций этой игры, но в моем случае играть уже поздно, нужно усердно работать.

Далее. Абсолютно точно нужна артикуляционная гимнастика. Та самая, которой занимаются детки 5-6 лет. Начать, думаю, можно с самых простых и знакомых упражнений, постепенно их усложняя. Ну, к примеру, учиться держать рот открытым, тренировать мышцы артикуляционного аппарата.
Нашла вот такое упражнение.
"Птенчик"
Исходное положение: ребенок сидит, голова прямо. Рот закрыт.
На счет "один" - рот открыть (челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит спокойно, не двигается, кончик языка - у нижних зубов). На счет "два - три - четыре" - держать рот открытым, губы сохраняют округлую форму, а не зубы не обнажаются. На счет "5" закрыть рот. Постепенно в течение недели увеличивать счет до 7, а потом и до 10 . Выполнять 3-5 раз.
"Окошко "
Исходное положение: ребенок сидит, голова прямо. Рот закрыт.
На счет "один" - улыбнуться (рот широко открыть, обнажая верхние и нижние зубы, язык лежит спокойно, не двигается, кончик языка у нижних зубов). На счет "два" - держать рот открытым, на "3" - рот закрыть. Все внимание сосредоточено на широко открытом рте. Выполнять 3-5 раз.

И еще немного работы с артикуляцией.
Планирую предложить ребенку каждый день учить по одной скороговорке... Посмотрим, что он на это мне ответит ))
Начнем с простых, конечно, чтобы создать ситуацию успеха.

У осы не усы, не усища, а усики.
Носит
Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

У меня есть альбом Е. В. Мазановой "Учусть работать со словом", альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Он, конечно, для дошкольников, но я все же попробую применить его и для своего подростка, усложнив задания. Ну, например, вот такое задание

-2

И вот такое, казалось бы, совсем простое задание. Добавим к представленным ниже животным еще барсука, жирафа, бегемота, носорога и других... И вот здесь начнется самое интересное )))
Оказывается, в научном мире детеныша бегемота и носорога называют теленком! Вы знали? Надеюсь, что представления о мире и словарный запас хоть немного, но увеличится. У нас обоих )

-3

Ну и в конце 20- минутки надо успеть поиграть в какую-нибудь словесную игру. Путь это будет "Я знаю пять имен..." Выберем любую букву алфавита и будем вспоминать имена мальчиков, девочек, названия рек и городов, стран, овощей.

Думаю, что этого будет достаточно или даже много. Посмотрим, что успеем сделать из того,что я наметила.