Это раньше дети мечтали стать космонавтами, полицейскими или пилотами. Сейчас каждый мальчишка (а иногда и девчонка) хочет быть Суперменом и Чудо-женщиной соответственно, Человеком-пауком или другим супергероем. Причина тому – сумасшедшая популярность комиксов.
И пусть одни категорически их не признают, зато другие с нетерпением ждут появления новой серии в магазине или на экране. Так давайте разберемся, как и когда появились первые комиксы, почему им удалось превратиться в динамично развивающуюся субкультуру, и кому мы должны сказать за это «спасибо».
Фанаты комиксов уверены, что началось все с наскальной живописи. Еще на заре человечества люди пытались рассказать все самое важное с помощью рисунков. Египетские фрески – тоже вполне себе комиксы, как и легендарная Колонна Траяна в Риме.
Но на этих рисунках нет текста, так что многие исследователи считали временем появления комиксов 15 век. Именно тогда в Германии была издана «Библия для бедных». Таким нехитрым способом церковь пыталась донести божественное слово до тех, кто не умел читать.
Английский художник Уильям Хогарт в 18 веке вывел рисунки на новый уровень: теперь они рассказывали о социальных и политических проблемах. Героями серии карикатур стали члены высшего общества и падшие женщины.
В начале 19 века комиксы стали появляться на страницах газет. «Крестным отцом» жанра считали британского карикатуриста и живописца Томаса Роулендсона. Он иллюстрировал опубликованную в газете поэму Уильяма Комбо «Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного», которая имела такой успех, что вскоре была выпущена отдельной книгой. Так появился первый графический роман.
А в 1837 году швейцарец Родольф Тепфер нарисовал «Историю господина Жабо». Книга оказалась настолько популярной, что ее переиздали в других странах. Любопытно, что изначально художник рисовал картинки «в стол», но автор «Фауста», Гете, уговорил его издать их.
Первым чисто американским комиксом принято считать «Желтого Малыша» Ричарда Аутколта. Кстати, благодаря этому малышу появилось словосочетание «желтая пресса». Тогда же впервые появилось «облачко» для отображения слов и мыслей.
Кстати, издателям газеты «New York World», где печатался «Желтый малыш», был Джозеф Пулитцер, чье имя сегодня носит высшая журналистская премия.
В России были свои комиксы – лубочные картинки.
А в 1880 году петербургская художница Елизавета Бём на страницах книги «Пирог» изобразила, как девочки пытаются испечь изделие из теста, а кошка и собака постоянно им мешают.
В СССР само слово «комикс» было под запретом, но именно их, называя «карикатурами» или не называя вообще, печатали и во взрослом «Крокодиле», и в детских «Веселых картинках». Более того, такие иностранные авторы, как Жан Эфелль, Херлуф Бидструп, были более популярны в Советском Союзе, чем у себя на родине.
Кстати, Петербургу и сегодня есть чем гордиться на поприще визуальных новелл. Комикс Ольги Лаврентьевой «Сурвило» - яркое тому подтверждение. История бабушки художницы, пережившей репрессии и блокаду Ленинграда, стала новым словом в искусстве комиксов.
В июне 1938 года настоящим прорывом стало появление Супермена на страницах журнала «Action Comics».
Икона американской культуры была придумана писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером. Появление Супермена ознаменовало собой начало «золотого» века комиксов и эпохи супергероев.
Сейчас их более 400, но точно известно, кто был вторым, после Супермена. И это, конечно же, Бэтмен. Этого персонажа создали Боб Кейн и Билл Фингер. Герой стал настолько успешным, что побеждал Супермена целых 10 лет без всякого криптонита (не путать с криптовалютой).
Но в 1940-ом году появился Капитан Марвел, и это не девушка из последних «Мстителей», 12-летний мальчик, который мог превращаться во взрослого по имени Шазам.
Но создатели Супермена обвинили конкурентов в копировании, и после долгих судебных разбирательств, все художники были уволены, а Капитан Марвел пропал с радаров.
Зато появился Капитан Америка. Стивен Роджерс, это настоящее имя Капитана, был придуман Джо Саймоном и Джеком Кирби специально для поддержания патриотического духа солдат во время Второй Мировой войны. Он сразу начал побеждать нацистов, и даже самому Гитлеру досталось!
В конце 1941 года в комиксах впервые появилась супергероиня – Чудо-Женщина.
Придумал ее Уильям Марстон, теоретик феминизма, а заодно и изобретатель детектора лжи. Теперь понятно, почему главное оружие Чудо-женщины – это лассо истины.
После 1945 года людям стало не до комиксов. Бороться нужно было не с внешними врагами, а с послевоенной разрухой. Комиксы, чтобы удержаться на плаву, заполнились насилием, ужасами и обнаженкой. Все это привело к тому, что в 1954 году был введен кодекс комиксов, который стал своеобразной цензурой, и неукоснительно соблюдается по сей день.
Так «золотая» эпоха графического романа закончилась, но тут появился Флэш... В комиксах о Флэше был интересный сюжет, проработанные персонажи и очень красивая графика. Ни Бэтмен, ни Чудо-женщина, ни Супермен, в прямом смысле слова не могли угнаться за популярностью Флэша.
И вот тут восходит звезда супергения Стэнли Мартина Либера, которого весь мир знает как Стэна Ли.
Одна из его первых работ – «Фантастическая четверка». Впервые герои комиксов не скрывали свои личности и впервые постоянно ругались между собой, что роднило их с простыми людьми. Стэн Ли удивительным образом «очеловечил» супергероев, что вывело комиксы на новый уровень.
Потом он придумал Халка, и хотя изначально тот не был зеленым, все сразу полюбили этого великана.
Затем появился Человек-паук, персонаж, в корне отличающийся от всех прежних супергероев. Он был простым подростком с очень понятными проблемами. Именно поэтому Питер Паркер завоевал сердца поклонников во всем мире!
Затем появились Тор, Железный человек, Человек-муравей, Оса...в общем, были придуманы все, кого только можно было придумать! И тут Стэн Ли решил объединить героев и сделать из них команду. Так и появились всеми любимые «Мстители».
Но к этому времени рынок комиксов уже был перенасыщен: героев так много, что люди начали их путать и перестали следить за их судьбами. Это обстоятельство вынудило компанию объявить о своем банкротстве, но тут всех спасли...игрушки. И это настоящая история игрушек, потому что их продажи принесли денег больше, чем продажи комиксов.
А когда финансовые проблемы остались позади, было принято очередное рискованное решение – снять фильм. Выбор пал на Железного человека.
С тех пор, каждый уважающий себя поклонник комиксов во всем мире мечтает попасть во Вселенную Марвел, а каждый ребенок по-прежнему хочет стать супергероем.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii