В своих «Лекциях по русской литературе» Набоков заметил, что «разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной». Это особенно заметно в том возрасте, когда свист согласной в связи с состоянием зубов становится всё пронзительнее. Приобретенный опыт заставляет чаще обращаться не только к дантисту, но и к той загадочной сфере, которую можно приблизительно определить как юмор.
Улыбка порой наливается сарказмом, и свист указанной согласной становится почти зловещим: это разрушительный смех. Добрая же улыбка оберегает нас от излишней патетики, как внезапный дождь, пролившийся посреди летнего зноя. Она позволяет лучше осознать, что даже большие и серьезные вещи – многомерны. Мы с Сашей Гусовым выбрали второе, потому что, с присущей нам скромностью, полагаем,что являемся созидателями.
К «Краткой истории цивилизации» мы шли разными путями: Саша – изобразительным, я – словесным. Его опыт формировался практической (фотографической) деятельностью, мой – научными занятиями. Я изучал всемирную историю, Саша же по всему миру колесил с фотокамерой. Он запечатлевал смешное, а я пытался это смешное объяснить посредством исторических законов и систем.
Не всякое частное объясняется общим, и волей-неволей мне приходилось придумывать закономерности там, где царила вроде бы чистая случайность. Вспоминая замечательную шутку Джулиана Барнса, можно сказать, что благодаря Сашиным фотографиям эта книга выдержала проверку практикой, – осталось лишь выяснить, выдержит ли она проверку теорией. И здесь мы полагаемся только на читателя, на его ответственность, серьезность и, конечно же, чувство юмора. Ведь в конечном счете все случайности на белом свете – неслучайны. На черно-белом свете – если учесть стиль Сашиных фотографий.
Познакомиться с книгой "Краткая история цивилизации" и заказать ее можно на сайте издательства "Паулсен.