Найти в Дзене
Аутизм и школа

Самая главная задача в начале обучения аутичного ребёнка, или неуловимые мгновения счастья.

Я давно занимаюсь обучением Гриши. И очень долгое время первой задачей, а выражаясь театральной терминологией - сверхзадачей, было провести урок. Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозам РАС, который заговорил в 10 лет. Когда меня сейчас кто-то спрашивает, а чем бы таким заниматься с аутичным, глубоко аутичным, ребёнком, я мычу что-то в ответ. А сама думаю, что это не важно. Не важно, чем с ним заниматься. Людям, которые вызывают доверие, объясняю, почему так считаю. Почему долгое время в начале обучения важно не то, ЧТО делают с ребёнком, а сам факт того, что что-то ДЕЛАЮТ? Потому что ребёнок на столько себя не контролирует (среди родителей, конечно, это называется "не хочет"), что любые его попытки собраться, посмотреть в ту сторону, которую его просит педагог - это уже ОГРОМНАЯ работа. А уж что-то ответить или ткнуть пальцем - это человек почти вагон разгрузил. А проделать это непрерывно 15 минут подряд - это взобрался на Эверест. Я не шучу. Потому что особо тяжёлые де

Я давно занимаюсь обучением Гриши.

И очень долгое время первой задачей, а выражаясь театральной терминологией - сверхзадачей, было провести урок.

Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозам РАС, который заговорил в 10 лет.

Когда меня сейчас кто-то спрашивает, а чем бы таким заниматься с аутичным, глубоко аутичным, ребёнком, я мычу что-то в ответ. А сама думаю, что это не важно. Не важно, чем с ним заниматься.

Людям, которые вызывают доверие, объясняю, почему так считаю.

Почему долгое время в начале обучения важно не то, ЧТО делают с ребёнком, а сам факт того, что что-то ДЕЛАЮТ?

Потому что ребёнок на столько себя не контролирует (среди родителей, конечно, это называется "не хочет"), что любые его попытки собраться, посмотреть в ту сторону, которую его просит педагог - это уже ОГРОМНАЯ работа. А уж что-то ответить или ткнуть пальцем - это человек почти вагон разгрузил. А проделать это непрерывно 15 минут подряд - это взобрался на Эверест.

Я не шучу.

Потому что особо тяжёлые детки в этот момент преодолевают множество сложностей. Вероятнее всего, сенсорные перегрузки (никто из нас не знает, как именно слышат, видят мир аутичные дети). Вероятнее всего, если они с трудом владеют своим телом, их мозг "вскипает", пытаясь выполнить команду, которую они отправляют ему, своему мозгу, чтобы он отправил обратную команду частям тела (конечностям или языку). И это же надо ещё как-то понять эту команду.

И когда их, в следствии непосильной нагрузки, которая нам кажется ничтожной, накрывает истерический взрыв, они ещё и пытаются его погасить... или наоборот, они ещё глубже "уходят в аут", из которого пытаются выбраться.

---

Ничего этого я не формулировала раньше. Просто знала, что Грише ооооочень тяжело просто смотреть на меня, просто слушать, просто сидеть (!!!) по просьбе. Именно поэтому всегда считала, что очень долго в начале обучения само занятие (не важно чем) - СВЕРХЗАДАЧА всей работы с ребёнком.

Не какие-то волшебные супер-упражнения и задания, которые за неделю-месяц кардинально изменят состояние ребёнка.

Нет.

Просто совместная деятельность (если вам вообще удастся удержать ребёнка дольше 10-и минут).

Потому что все те, мной нафантазированные муки, ребёнок, конечно, претерпевает, но каждый такой мучительный шаг - это шаг к улучшению внимания, концентрации, способности себя контролировать и, как понимаю, многое другое.

Всё это крошечные шаги. Но они сами не произойдут. Их надо сделать. А сам ребёнок сделать их не сможет, ибо они мучительны. И надо быть свехчеловеком, чтобы по своей воле мучать себя непосильными задачами. Дети на это не способны, к сожалению.

---

А вспомнила я об этом, потому что на днях на полном серьёзе объясняла Грише на уроке математики, как, зная высоту, ширину и длину параллелепипеда, найти площадь всей его поверхности.

Объясняю, значит, объясняю, Гриша записывает, переходим к другому заданию. Решает примеры.

А я думаю, что это было???

Это я совсем забыла про Гришу (со всеми его странностями) и просто объясняла материал, как делала бы это с любым человеком...

Когда это произошло? Когда это стало возможным???? Быть просто учителем...

Ещё недавно каждое занятие было расписано по минутам. И ничего типа "я не думала о Грише" случиться просто не могло)))

А сейчас, значит, площадь поверхности параллелепипеда)))

хахахха

Удачи вам, дорогие мои читатели.